Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
28.11.2008
 
Прошло уже более двух лет с момента принятия нового Жилищного кодекса РФ от  29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее по тексту – ЖК РФ), однако по-прежнему многие вопросы, связанные с применением его отдельных положений, остаются без ответа и вызывают значительные сложности в их понимании и толковании, как рядовыми гражданами, так и практикующими юристами и органами государственной власти, которым в процессе исполнения возложенных на них в соответствии с действующим законодательством функций приходится сталкиваться с анализом данных норм.  
                Одним из таких вопросов является вопрос распоряжения общим имуществом собственниками помещений в многоквартирным доме, анализу которого мы и постараемся уделить особое внимание в настоящей статье.
                Так ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения об использовании общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
                Вст. 161 ЖК РФ содержится императивное требование, касающееся   обязанности собственников помещений выбрать один из указанных в п.2 данной статьи способов управления многоквартирным домом, а именно, либо непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, либо управление товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ), либо управление управляющей организацией. 
                При этом в п. 1 ст. 135 ЖК РФ, содержащем дефиницию ТСЖ чётко указано, что товарищество собственников жилья представляет собой некоммерческую организацию, объединяющую собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.  
К правам, предоставляемым товариществу относятся, в том числе, такие права как: 1) заключение договоров в интересах членов товарищества; 2) в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, предоставление в пользование или ограниченное пользование части общего имущества в многоквартирном доме; 3) заключение сделок и совершение иных отвечающих целям и задачам товарищества действий (ст.137 ЖК РФ).
П. 12 ст. 145 ЖК РФ, корреспондирующийся со ст. 44 данного кодекса прямо указывает, что к исключительной компетенции общего собрания товарищества собственников жилья относится принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме, то есть фактически полномочия по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме.
Вместе с тем, следует учитывать содержание п. 3 ст. 135 ЖК РФ, в соответствии с которым число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Анализ данного пункта ст. 135 в свою очередь позволяет сделать вывод о том, совершенно не обязательно, что в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, все собственники помещений в данном доме являются одновременно членами товарищества.
Таким образом, возможны различные варианты: в товариществе состоят 50% от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме, 70% или 99,5% (не являются членами собственники нескольких квартир) и т.п.
Причём следует учитывать, что обязать лицо вступить в товарищество никто не может, поскольку этим было бы нарушено его конституционное право на свободу объединений, закрепленное ст. 30 Конституции Российской Федерации.[1]
Как уже было указано ранее, ст. 36 ЖК РФ, определяя права собственников помещений в многоквартирном доме и пределы их осуществления отсылает нас, в том числе к отдельным положениям ГК РФ, регулирующим вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности.
Так в соответствии со ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников.
Таким образом, сравнительный анализ вышеуказанных норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать следующие выводы.
С одной стороны, нормы ГК РФ содержат императивное требование применительно к вопросам распоряжения общим имуществом, заключающееся в том, что такое распоряжение возможно исключительно с согласия всех участников общей долевой собственности. С другой стороны, ЖК РФ предусматривает, что товарищество собственников жилья в установленных законом пределах наделено полномочиями по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе полномочиями по сдаче в аренду части общего имущества. При этом совершенно очевидно, что ТСЖ создается, в том числе, и в целях распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, доходы от использования которого могут пойти на благоустройство придомовой территории, текущий и капитальный ремонт, то есть иными словами во благо всем собственником помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, учитывая, что не все собственники помещений в многоквартирном доме могут быть членами ТСЖ реализация на практике нормы, закрепляющей право ТСЖ в установленных пределах распоряжаться общим имуществом является весьма проблематичной.
Рассмотрим данный тезис на конкретном примере.
В многоквартирном доме существует подвальное помещение, относящееся к общему имуществу в соответствии со ст. 36 ЖК РФ,  которое при определенных обстоятельствах может быть использовано в качестве офисного или складского помещения.
Большинство членов ТСЖ согласны со сдачей данного помещения в аренду третьему лицу, однако существует ряд лиц, являющихся членами ТСЖ, которые выступают против данного предложения, а также ряд лиц, не являющихся членами ТСЖ и одновременно являющихся собственниками помещений в данном доме, а соответственно имеющих право на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество.
П.4 ст. 146 ЖК РФ предусматривает, что решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным данным Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6, 7, 12 части 2 статьи 145 данного Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества (п. 12 – принятие решения о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме).   
Таким образом, содержание п. 4 ст. 146 ЖК РФ входит в прямое противоречие со ст. 246 ГК РФ.
Кроме того, в последнее время всё чаще у собственников помещений многоквартирного дома в лице председателя ТСЖ возникают вопросы, связанные с возможностью регистрации права собственности ТСЖ на отдельные объекты, относящиеся к общему имуществу в многоквартирном доме для дальнейшего долгосрочного распоряжения данным имуществом в интересах членов ТСЖ согласно ст. 137 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания и сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон).
Таким образом, для распоряжения недвижимым имуществом, относящимся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, путём заключения договора аренды сроком от года и более необходимо зарегистрировать данный договор в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое помещение или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, если буквально трактовать содержание вышеуказанных норм материального права сторонами договора должны быть: с одной стороны заинтересованное лицо – арендатор, а с другой стороны все собственники помещений в многоквартирном доме – арендодатели, право собственности которых в силу закона возникло с момента государственной регистрации их права на отдельные помещения в данном многоквартирном доме.
Однако совершенно очевидно, что заключить договор с множественностью лиц на стороне арендодателя, где в качестве арендодателей выступает около 500 физических лиц, по меньшей мере, затруднительно, а скорее даже нереально.
К тому же в данном случае возникает ещё один вопрос.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Таким образом, для государственной регистрации в ЕГРП договора аренды необходимо, чтобы сначала в реестр была внесена запись о праве общей долевой собственности лица (лиц) на данный конкретный объект недвижимого имущества.
К сожалению, ответ на данный вопрос действующее законодательство нам не даёт. 
Помимо всего прочего совершенно очевидно, что в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что количество собственников помещений в многоквартирном доме как правило очень велико и по объективным причинам их состав довольно таки часто изменяется в связи с отчуждением помещений, что в свою очередь, с одной стороны, влечёт необходимость внесения соответствующих изменений в договор, а с другой стороны может вообще привести к необходимости расторжения договора в связи с несогласием нового собственника помещения распоряжаться своей долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме таким образом.
Кроме того, следует, конечно же, обратить внимание и на чисто технические сложности, связанные с верным исчислением доли каждого собственника при регистрации его права в ЕГРП.
Так в соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, при регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме необходимо верно рассчитать размер долей всех собственников, а в случае реконструкции отдельного помещения необходимо пересчитывать все доли.
Очевидно, что данный механизм распоряжения общим имуществом совершенно неприемлем в силу его неэффективности и практической нереализуемости.
В тоже время по вышеуказанным основаниям государственная регистрация права собственности ТСЖ на помещения, относящиеся к общему имуществу, также являлась бы незаконной и противоречащей ст. 36 ЖК РФ, а также ст. 23 Федерального закона.
Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее оптимальным способом реализации своих прав собственниками помещений в многоквартирном доме является заключение краткосрочных (до одного года) не подлежащих государственной регистрации договоров аренды с условием об их пролонгации на тот же период, в случае, если стороны не уведомили друг друга об ином по истечении срока действия договора.
 


[1] См. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска"

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?