Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
28.11.2012

Корпоративный конфликт – это крайне негативное для компании явление, дезорганизующее ее финансово-хозяйственную деятельность, влекущее нестабильность и усиливающее неопределенность. Наличие корпоративного конфликта существенно увеличивает риски, связанные с деятельностью юридического лица. Какие меры помогут предотвратить его возникновение?

Какие факторы способствуют возникновению корпоративных конфликтов?

Учитывая сложившуюся практику, можно выделить следующие три категории факторов, способствующих возникновению корпоративных конфликтов.

1. Информационная закрытость компании
Зачастую топ-менеджмент и мажоритарные акционеры находятся “в одной лодке” и реализуют одну управленческую линию, направленную на удовлетворение собственных интересов, а миноритарные акционеры воспринимаются как “пассажиры”, удел которых – получать причитающиеся им дивиденды и не вмешиваться в процесс принятия управленческих решений. В связи с этим лица, управляющие обществом, зачастую уклоняются от предоставления информации, связанной с деятельностью общества, или иным способом препятствуют ее оперативному раскрытию. Такое поведение вызывает понятное недоверие со стороны миноритарных акционеров как к должностным лицам общества, так и к мажоритарным акционерам, что зачастую приводит к корпоративным конфликтам.

2. Неразвитая система корпоративного управления компании
Многими компаниями (обычно это касается малого и среднего бизнеса) не используются все предоставляемые законом инструменты для формирования структуры органов общества и управления их компетенцией. В частности, в большинстве случаев уставы полностью дублируют положения закона в отношении структуры органов управления и их полномочий. При этом на практике зачастую возникают неоднозначные ситуации, связанные c отнесением решения определенных вопросов к компетенции тех или иных органов. А ведь принятие органом решения, не входящего в его компетенцию, может привести к недействительности такого решения. Нередки случаи, когда вследствие непродуманности структуры органов управления общества возникают параллельные органы, а также конкуренция компетенций. Указанные обстоятельства могут с высокой степенью вероятности вызвать корпоративный конфликт.

3. Неразвитая система хранения и учета прав на акции

Права на акции отражаются в реестре акционеров, который может вести как сам эмитент, так и специализированная организация – регистратор, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг. Ведение реестра эмитентом предоставляет его менеджменту довольно много возможностей для осуществления недобросовестных, а зачастую и вовсе незаконных манипуляций с реестром, начиная с непредставления информации из реестра и заканчивая его умышленной утратой.
В указанной ситуации также возможно возникновение параллельных реестров. Такое положение дел может способствовать развитию корпоративного конфликта.

Принятие каких мер поможет предотвратить внутренний корпоративный конфликт?

Меры по профилактике корпоративных конфликтов характеризуются большим разнообразием. Превентивные мероприятия могут носить организационный, юридический, финансово-экономический, репетиционный и иной характер. По мнению автора, наиболее эффективными и целесообразными мерами являются следующие действия.

1. Меры по недопущению информационной закрытости
Для недопущения информационной закрытости представляется целесообразным разработать локальный нормативный акт общества, регламентирующий порядок раскрытия им информации (положение о раскрытии информации).

Указанное положение должно содержать порядок совершения действий, направленных на раскрытие информации в следующих случаях:
• предоставление информации по требованию акционера;
• раскрытие информации путем осуществления публикаций в средствах массовой информации;
• предоставление информации по запросам уполномоченных органов государственной власти;
• раскрытие информации в форме списков аффилированных лиц;
• раскрытие информации о существенных фактах;
• раскрытие информации о судебных делах с участием общества;
• раскрытие информации о деятельности общества в иных случаях, предусмотренных законом.

Положение должно содержать сведения о компетенции органов и должностных лиц по вопросам раскрытия информации, детальный порядок действий по раскрытию информации, а также меры дисциплинарной ответственности за нарушение требований настоящего положения.

2. Меры по оптимизации корпоративного управления
Меры по оптимизации корпоративного управления связаны с оптимизацией структуры органов управления и контроля общества, а также с управлением их компетенцией.

Помимо органов управления и контроля, определенных законодательством (общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган, ревизионная комиссия (ревизор), счетная комиссия) локальными нормативными актами могут быть предусмотрены иные органы управления и контроля.

Необходимо отметить, что некоторые органы, фигурирующие в законе (совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган), являются факультативными. При этом необходимо отметить, что в акционерных обществах совет директоров (наблюдательный совет) предусмотрен по умолчанию.

В связи с этим важно понимать: в том случае, если в акционерном обществе принято решение об отказе от формирования совета директоров (наблюдательного совета), то его устав должен содержать положение о том, что совет директоров (наблюдательный совет) не формируется. Более того, уставом общества должен быть определен орган или лицо, в компетенцию которого входят вопросы, связанные с созывом, подготовкой и проведением общего собрания акционеров (Таким органом или лицом не может быть единоличный исполнительный орган в силу прямого запрета, содержащегося в п. 2 ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”). При отсутствии в уставе указанных положений возникает риск признания того факта, что в обществе предусмотрен совет директоров (наблюдательный совет), но он не сформирован.

Особое внимание необходимо уделить вопросам формирования и прекращения полномочий органов управления, поскольку именно с ними зачастую связано возникновение корпоративных конфликтов.

Оптимальным способом формирования указанных органов представляется кумулятивное голосование по аналогии с избранием членов совета директоров (наблюдательного совета).

Важно отметить, что существует возможность создать в обществе иные органы, не предусмотренные законодательством. Порядок их формирования, прекращения полномочий, а также компетенцию необходимо закрепить соответствующим локальным нормативным актом (положением). Описанный инструмент позволит сформировать структуру органов общества в соответствии со спецификой его деятельности, что в перспективе предотвратит многие споры, связанные с порядком управления обществом.

Для предотвращения разногласий по вопросам формирования, прекращения полномочий и текущей деятельности органов управления общества необходимо принять в отношении каждого из них соответствующее положение, регулирующее указанные вопросы.

Стоит отметить, что в уставе общества, а также в его локальных нормативных актах, регулирующих деятельность органов общества, помимо вопросов, связанных с их созданием и прекращением полномочий, необходимо урегулировать моменты, касающиеся порядка функционирования таких органов.

В первую очередь указанные вопросы актуальны для коллегиальных органов общества и связаны с урегулированием порядка созыва, подготовки и проведения их заседаний. Урегулирование данных вопросов позволит в будущем избежать споров, касающихся порядка принятия решений такими органами.

В уставе общества, а также в иных локальных нормативных актах особое место должно быть отведено компетенции его органов.
В акционерных обществах компетенция общего собрания акционеров не может быть расширена уставом общества, в отличие от компетенции совета директоров (наблюдательного совета), к полномочиям которого уставом могут быть отнесены вопросы, непредусмотренные законом.

Компетенция единоличного исполнительного органа носит остаточный характер.
То есть к ней отнесены вопросы, не вошедшие в компетенцию общего собрания акционеров, совета директоров и коллегиального исполнительного органа.

Необходимо отметить, что компетенция единоличного исполнительного органа на совершение сделок может быть ограничена по сравнению с законом. Такое ограничение осуществляется двумя способами:
1) распространение на определенные виды сделок (по виду и (или) размеру) правил, предусмотренных для одобрения крупных сделок;
2) ограничение полномочий единоличного исполнительного органа на совершение определенных сделок любым другим способом, отличным от правил одобрения крупных сделок (например, те или иные сделки могут быть отнесены к компетенции совета директоров).
Компетенция иных органов управления определяется уставом и иными локальными нормативными актами общества.

Таким образом, у участников корпоративных отношений имеется достаточный инструментарий для управления компетенцией органов общества, позволяющий не допустить конкуренцию полномочий, а также обеспечить четкость, прозрачность и непротиворечивость системы корпоративного управления, что существенно снизит риск возникновения споров между участниками корпоративных отношений в будущем.

3. Меры по оптимизации системы хранения и учета прав на акции
Как уже отмечалось выше, ведение реестров может осуществляться как самим обществом, так и специализированной организацией (профессиональным участником рынка ценных бумаг) – регистратором.

Можно привести следующие примеры недобросовестных действий со стороны эмитента, самостоятельно ведущего реестр акционеров:
• умышленная утрата реестра;
• несанкционированное внесение в реестр записей о правах на акции;
• незаконный отказ в выдаче информации из реестра;
• незаконный отказ в совершении операций в реестре;
• внесение заведомо недостоверной информации в реестр.

Для минимизации указанных рисков необходимо передать ведение реестра независимому регистратору.

Необходимо отметить, что число регистраторов, ведущих деятельность на территории РФ, сравнительно невелико. По состоянию на 21 сентября 2012 г. ФСФР России выдала 40 лицензий на осуществление деятельности регистратора (fcsm.ru/ru/contributors/financialmarket/market_professional_operators/reestersavers/reestersavers_list ,дата обращения: 24.09.2012).
В этой связи регистратор как лицо, осуществляющее ведение реестров на профессиональной основе, практически никогда не совершает мошеннические действия в отношении акций эмитентов, поручивших ему ведение своего реестра акционеров, чего
нельзя сказать о самостоятельно ведущих его эмитентах.

Стоит иметь в виду, что передача реестра регистратору не обеспечивает безусловной защиты от незаконных действий третьих лиц, направленных на завладение акциями. Для минимизации данного риска акции следует передать на хранение дружественному депозитарию.

В заключение следует отметить, что, несмотря на недостаточную развитость российского законодательства, регламентирующего корпоративные отношения, существует довольно широкий спектр возможностей для тонкой настройки механизмов, регулирующих отношения участников корпоративных отношений. Продуманная и сбалансированная структура корпоративных отношений, заточенная под специфику конкретного бизнеса, существенно минимизирует риски возникновения и развития внутреннего корпоративного конфликта.

В статье, посвященной профилактике корпоративных конфликтов, которую планируется опубликовать в следующем номере журнала “Юрист предприятия в вопросах и ответах”, будут рассмотрены особенности предотвращения внешних корпоративных захватов, а также проблемы “гибких” корпоративных соглашений как инструментов предупреждения корпоративных конфликтов.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?