Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
07.11.2017

В октябре антимонопольные  органы (в лице УФАС Республики Татарстан) подвели итоги проверок торговых сетей и ряда крупных поставщиков на предмет имплементация новых норм Закона о торговле (сами проверки были проведены в феврале – марте этого года, но сбор документов и возбуждение дел затянулось до настоящего момента) .

По итогам 783 проверок было  проанализировано более 17000 документов, и возбуждён более 200 дел, как в отношении юридических лиц, так и в отношении должностных лиц.

На какие виды нарушений Закон о торговли мы бы рекомендовали обратить внимание, не считая того общего факта, что и договоры поставки, и условия отбора контрагентов (поставщиков и торговых сетей) должны быть приведены в соответствие с нормами Закона о торговле?

Во – первых, это размер и количество штрафных санкций. Снова и снова антимонопольный орган обращает внимание на то, что штрафные санкции (их размер и количество) должны быть соразмерны допускаемому нарушению. При этом, в качестве нарушения и наличия в договорах дискриминационных условий инкримируется сам факт наличия таких положений. Для  возбуждения дела и привлечения к ответственности новые формулировки Закона о торговле не требуют взимания таких штрафов, то есть осуществления фактов дискриминации, достаточно наличия таких положений в договоре.

Второе, на что следует обратить внимание, это условия возврата товаров. И вновь, не забывая о том, что возврат товаров с истёкшими сроками годности запрещён, кроме случаев прямо предусмотренных законодательством и санитарными нормами, антимонопольный орган обращает наше внимание на недобросовестные случаи навязывания  возврата товаров поставщикам. В этом случае в фокусе внимания проверяющих не только договор обратного выкупа товаров, но и цена, по которой такие товары «выкупаются» обратно поставщиком.
Анализу подлежит соразмерность изменения цены пропорционально сроку годности товара и тому состоянию, в котором товар передаётся.

И, пожалуй, самое неожиданное, это анализ условий договоров относительно сроков оплаты и прочих условий поставки. Казалось бы сроки оплаты продовольственных товаров четко зафиксированы в положениях Закона о торговле в зависимости от сроков годности, но антимонопольные органы подвергли изучению порядок исполнения таких условий, то есть ситуацию с фактическими оплатами товаров, и конечно же, обнаружили серьезное нарушение сроков оплаты торговыми сетями. За пределами их анализа остались вопросы отсутствия корректных подтверждающих документов и налоговых рисков, которые несут обе стороны в случае расхождения в первичных документах.

Особенно хотелось бы обратить внимание на 23 административных дела, возбужденных УФАС Московской области как в отношении торговых сетей (Магнит, Билла, Азбука вкуса, ВкусВилл), так и в отношении поставщиков, в этих делах анализу подверглись «прочие» условия поставки, и в каждом «отклоняющемся» случае были обнаружены признаки дискриминации поставщиков одной категории товаров.

В сложившейся ситуации, антимонопольные  органы серьезно размышляют о необходимости следующих изменений в законодательство о торговле, как в части регулирования штрафных санкций, так и ситуации с возвратами и торговыми наценками.

Учитывая, что риски привлечения к административной ответственности за нарушения по Закону о торговле составляют от 1 млн. до 5 млн.рублей мы рекомендуем уделять особое внимание, как условиям договоров поставки, так и условиям их исполнения.

Мы готовы предложить вам услуг по экспресспроверке договора поставки с вашим контрагентами в течение 1 рабочего дня за 20 000 рублей.

Поведя такую экспертизу, вы поймёте свои риски, а также сможете более эффективно общаться и договариваться со своими контрагентами (будь это торговые сети или поставщики) оперируя знанием Закона и практики его применения антимонопольными органами.

Информация о конференции в Казани

Об авторе:

,

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?