Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
17.02.2012

Очень интересными могут считаться два дела, которые сейчас рассматриваются в судах. Одно из них пока прошло кассационную инстанцию (№ А40-427389-85-353,А40- 3887211-127-570 от 14.02.2012г.), второе передано на рассмотрение Президиума ВАС РФ (Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ № ВАС-13269/11 от 02.12.2011г.) и будет рассмотрено в ближайшие дни.
В обоих случаях рассматривался вопрос о правомерности аренды государственного имущества.
Так в первом случае, компания осуществила реконструкцию памятника архитектуры, а ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» не смогло оплатить указанные работы. Стороны приняли решение заключить мировое соглашение, по условиям которого компании предоставляется право долгосрочной аренды указанного объекта недвижимости. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Закон, правда, содержит ряд исключений, однако, к указанному случаю они не применимы. Кассационная инстанция указала, что при утверждении мирового соглашения, суд не учел вышеуказанных норм о необходимости применения тендерных процедур при передаче государственного имущества в аренду. Таким образом, погашение задолженности государственного учреждения путем предоставления его имущества в аренду кредитору признано незаконным. Интересно, поддержит ли ВАС РФ указанное мнение?
Не менее интересным является второе дело. Лесной кодекс Российской Федерации - достаточно «молодой» нормативный акт (принят в 2006г.). Арендные отношения многих пользователей лесными участками строились на долгосрочных договорах (до 10 лет), которые арендатор был бы не против продлить. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ). Однако, согласно п. 5 ст. 72 ЛК РФ арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Этим положением и пытались воспользоваться участники описываемого спора, путем заключения дополнительного соглашения о продлении срока аренды. Вместе с тем, ВАС РФ в Определении напомнил, что арендаторы, которые заключили договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок (п. 5 ст. 4 Закона о введение в действие Лесного кодекса).
Таким образом, страсти вокруг аренды государственного и муниципального имущества не утихают. Арендаторы и арендодатели продолжают поиски способов «избежать» тендерных процедур.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?