Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
19.12.2018

С 1 января 2019 года вступают в силу поправки в Закон о защите прав потребителей (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), устанавливающие новые требования для владельцев интернет-агрегаторов товаров и услуг.

Несмотря на то, что понятие интернет-агрегатора весьма обширно и охватывает практически любые интернет-площадки, объединяющие данные из множества источников, законодательные поправки направлены именно на регулирование онлайн-маркетплейсов – платформ электронной коммерции, предоставляющих пользователям информацию о товарах или услугах третьих лиц (продавцов). Чаще всего такие платформы функционируют в виде интернет сайтов, однако в последнее время весьма популярны стали мобильные приложения, поэтому законодатель специально указал, что новые требования распространяются и на них также.

Благодаря упорному противостоянию государственных регуляторов интернет-торговли в РФ (в основном Роспотребнадзор) и крупнейших российских представителей электронной коммерции, формальное определение интернет-агрегаторов было значительно сужено в финальной редакции закона. Таким образом, нововведения будут касаться только тех маркетплейсов, которые предоставляют пользователю возможность одновременно:

  • ознакомиться с предложением продавца о заключении договора;
  • заключить с продавцом договор (то есть заказать товар или услугу через Вашу площадку);
  • произвести предварительную оплату путем перевода денег владельцу агрегатора.

Какие риски появляются у сайтов-агрегаторов в связи с ужесточением требований закона?

Во-первых, площадки, предоставившие недостоверную информацию пользователям, будут нести ответственность за причиненные такой информацией убытки, при этом, недостоверной информацией будет признаваться любая неполная или несоответствующая действительности информация о продавцах или предлагаемых ими товарах/услугах.

Убытки, причиненные потребителю такой информацией могут быть самыми разнообразными, от возврата полной стоимости договора, если описание его предмета не соответствовало действительности до возмещения вреда здоровью потребителя, вследствие использования товара, характеристики которого отличались от указанных на площадке.

Во-вторых, агрегатор, получивший предоплату будет обязан вернуть ее по требованию пользователя, если товар не был передан или услуга не была оказана в срок.

Как обезопасить свой бизнес от ответственности по новому закону?

  • Обеспечить контроль достоверности информации, размещаемой на вашей площадке. Предоставлять достоверную информацию о товарах и услугах – в первую очередь обязанность продавца.
  • В соглашениях с продавцами распределить бремя ответственности в случае возникновения убытков.
  • Юридически грамотно оформить движение денежных средств между продавцами и покупателями с учетов новых требований о возврате предоплаты.

Кроме этого, если вы владелец агрегатора такси (онлайн-платформа, осуществляющая прием и передачу заказов на перевозку пассажиров), напоминаем, что в июне 2018 г. вышло Постановление Пленума ВС РФ № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», в соответствии с пунктом 18 которого, агрегатор такси отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если у потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с агрегатором.

Этот подход уже поддержан судебной практикой и требует серьезных изменений в оформлении отношений с пользователями и перевозчиками.

Очевидно, что специфика бизнеса в сфере агрегаторов такси требует баланса между узнаваемостью площадки и ограничением ответственности агрегатора, а если спор уже возник –правильной стратегии успешной судебной защиты.

Для успешного выявления рисков и разработки стратегии по их устранению мы рекомендуем обращаться к юристам, которые имеют опыт по сопровождению бизнеса в сфере электронной коммерции. Важно своевременно и правильно оценить возможные риски маркетплейса, разработать стратегию их минимизации, подготовить и оформить необходимую документацию.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?