05.05.2014 года Президентом РФ был подписан ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №116-ФЗ
Указанным Федеральным законом внесены изменения в:
• Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
• ст.22 ФЗ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
• п.п.16 п.6 ст. 105.5 части первой и часть вторую НК РФ;
• дополнен Трудовой кодекс РФ новой главой, регулирующей отношению по предоставлению персонала на условиях аутстаффинге.
Изменения являются знаковыми. Ранее подобные отношения и их регулирование, кроме налогового кодекса не озвучивалось и не рассматривалось, что вызывало большое количество вопросов со стороны контролирующих органов, а также приводило к спорам хозяйствующих субъектов, следовательно, большое количество судебной практики, разъяснений…и фактически неопределенности.
Исходя из принятого норм, с 01.01.2016 г. будут действовать следующие требования и ограничения при заключении договора по предоставлению труда работников (персонала):
1. Услуги по предоставлению труда работников (персонала) (аутстаффинга по сути) после 01.01.2016 года смогут предоставлять только две категории юридических лиц[1]:
1) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:
• юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
• юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
• юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
Таким образом, фактически в правовое поле выводят юридические лица, которые ранее создавались с «целью дробления бизнеса».
К частным агентствам будут установлены определенные требования, а именно:
1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;
2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики;
5) прямой запрет на использование специальных налоговых режимов.
Такие требования ограничат данный рынок. Понимая это, законодатель также устанавливает необходимость государственного контроля за такими организациями, устанавливая изменениями определённый порядок и требования к аккредитации и порядку осуществления их деятельности.
Медицинским организациями, как и иным субъектам бизнеса, в будущем при принятии решения о заключении такого договора необходимо помнить и выполнять императивную норму, установленную нововведениями, а именно прямой запрет на использование института аутстаффинга в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.
4) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;
6) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
7) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания.
Что это значит для медицинской организации? Нельзя будет использовать аутстаффинга по услугам, не включенным в лицензию, если наличие таких специалистов в штате организации является или являлись основанием для получения отдельных или дополнительных видов деятельности в лицензии.
Список ограничений не является исчерпывающим, он может быть дополнен иными специальными актами и внесением изменений в иные нормативные акты. Следовательно, принятие указанного закона влечет изменения далее и иных нормативных актов.
2. Закон предусматривает также изменения в ст.22 ФЗ от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также в Налоговый кодекс РФ, регламентирующих порядок учета расходов. Однако более подробно такие изменения в настоящей статей автор не будет во избежание отвлечения от ее основной темы.
3. Наиболее интересные и прямо регулирующие отношения аутстаффинга в рассматриваемом новом нормативном акте являются внесенные изменения в Трудовой кодекс РФ.
В первую очередь это внесение новой статьи 56.1, запрещающей заемный труд. Уважаемый читатель может указать: «тогда зачем мы все это время говорили об аутстаффинге, если в его определении содержится именно указание на заемный труд?» и уважаемый читатель будет почти прав. Но разница все же есть. Указанная новая норма предполагает запрет на заемный труд на постоянной основе, при этом не устанавливается запрет на заемный труд работников на временной основе. Именно этот порядок и будет урегулирован новой главой 53.1 ТК РФ: Особенности регулирования труда работников направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Существенным здесь является именно указание на срочность (временность) такого направления.
Изменения предусматривают, что при направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.
Внесение изменений были обусловлены именно привидением данного рынка услуг к единому знаменателю и прозрачности давно уже используемого в бизнес-сфере института. Можно сказать, что законодатель «идет в ногу» со временем и учитывает потребности этого рынка.