Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
01.07.2015

30 июня 2015 года на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации утверждено Постановление № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление). С текстом Постановления Вы можете ознакомиться здесь.

Напомним, что ранее 2 июня на заседании Пленума ВС РФ проходило обсуждение проекта Постановления (далее – проект). Обзор проекта представлен в нашем комментарии от 15.06.2015 г.

Постановление не претерпело значительных изменений по сравнению с проектом: в основном, по тексту были внесены технические правки.

Некоторые пункты постановления получили новую редакцию.

В частности, изменен пункт 19, в котором урегулированы обязанности участников судебного процесса по доказыванию обстоятельств, существенных для дела.

В проекте было указано, что при отсутствии возражений заинтересованного лица (административного ответчика) относительно требований заявителя (административного истца) относительно размера рыночной стоимости или недостоверности сведений, использованных при проведении кадастровой оценки, суд должен был предложить заинтересованному лицу (административному ответчику) признать указанные обстоятельства (рыночную стоимость или недостоверность сведений) в письменной форме или устно с занесением в протокол судебного заседания.

В Постановление указанные положения не вошли.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 56 ГПК РФ, статья 62 КАС РФ).

Таким образом, закреплена активная роль суда в ведении процесса.

Если же заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Остается открытым вопрос, как заинтересованное лицо (административный ответчик) должно доказывать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем. Достаточно ли для этого представления замечаний к отчету, изложенных в форме возражений, пояснений, или необходимо проведение альтернативной оценки рыночной стоимости и представление отчета в качестве доказательства.

И тот и другой подход можно встретить в судебной практике. По нашему мнению, для решения вопроса следует исходить из того, что оценочная деятельность – это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности (оценщиков), которые проводят независимую оценку рыночной стоимости, не заинтересованы в исходе дела.

Заинтересованное лицо (административный ответчик) не отвечает указанным критериям, следовательно, возражения относительно содержания отчета об оценке или экспертного заключения не могут быть основаны только на понимании этого вопроса самим заинтересованным лицом (административным ответчиком), если только отчет об оценке не содержит явных опечаток, неточностей и иных недостатков, для выявления и понимания которых не требуется специальных познаний в области оценки.
В пункте 11 Постановления указаны документы, которые должны быть приложены к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Несмотря на возражения представителя Минэкономразвития РФ, прозвучавшие на заседании Пленума ВС РФ 2 июня, относительно необходимости представления в суд положительного экспертного заключения, указанный документ назван в качестве обязательного не только для обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия), но и при обращении в суд.

Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 136 ГПК РФ, статьей 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков – основанием для его возвращения (абз. 6 п. 11 Постановления).

Важным является пункт 25 Постановления, поставивший точку в спорном вопросе об определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости: для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию; датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей. Резолютивная часть решения должна содержать указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Верховный Суд разъяснил, что на индивидуальных предпринимателей не распространяется требование о соблюдении обязательного досудебного порядка обращения в Комиссию (п. 10 Постановления).

Что это значит для Вас?

С принятием Постановления появляется правовая определенность в вопросах оспаривания кадастровой стоимости. Полагаем, что сложившаяся на сегодняшний день не очень положительная практика рассмотрения данной категории дел изменится, и все больше правообладателей объектов недвижимости смогут реализовать свое законное право на пересмотр кадастровой стоимости.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?