Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
12.05.2010
За последние пятнадцать лет в России произошли коренные изменения в отношении к частной собственности. Связано это, прежде всего, с произошедшей перестройкой экономического курса развития страны с плановой экономики на рыночную, с принятием законов, которые кардинально изменили отношение к собственности и повысили инвестиционную привлекательность России для иностранных инвесторов.
Одним из последствий вышеуказанных изменений явилось повышенное внимание иностранных инвесторов к недооцененным объектам недвижимости, находящимся на территории РФ. Так, к таковым в зависимости от периода можно смело отнести промышленные предприятия, земли сельскохозяйственного назначения и т.д.
Ни для кого не секрет, что в большей степени под видом иностранных инвестиций российскую недвижимость скупали сами российские граждане, желающие скрыть от властей реального хозяина (бенефициара). Именно по этой причине Республика Кипр была и остается лидером среди стран, чьи компании наиболее активно инвестируют в активы, находящиеся на территории РФ, пользуясь тем, что законодательство РФ практически не ограничивает прав иностранных лиц по таким сделкам.
Вместе с тем, предоставив возможность приобретать объекты недвижимости в частную собственность, государство ограничило такое право для иностранцев в отношении ряда категорий объектов недвижимости (земли приграничных территорий и земли сельхозназначения, относящиеся к сельхозугодиям).
 
Анализируя правовое регулирование сделок с недвижимостью нельзя не обратить внимание на наличие ряда особенностей в их правовом регулировании. Так в случае, если одна из сторон в сделке обладает особым статусом – является иностранным физическим или юридическим лицом, то при структурировании сделки необходимо использовать положения ряда дополнительных нормативных правовых актов.
 
Такие сделки имеют особенности в:
·              Гражданско-правовом регулировании;
·              Налоговом регулировании;
·              Валютном регулировании;
·              Регулировании регистрации прав.
 
Несомненно, особенности в правовом регулировании сделок с недвижимостью между иностранными лицами осложняют процесс проведения таких сделок в связи, с чем повышается значимость участия в их структурировании лиц, обладающих необходимыми познаниями.
 
 
Гражданско-правовое регулирование сделок с недвижимостью
Анализируя особенности гражданско-правового регулирования сделок с недвижимостью, осложненных иностранным элементом, прежде всего необходимо обратиться к высшему закону России – Конституции.
В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, в 93 году прошлого века было определено право иностранных физических лиц на участие в гражданском обороте объектов недвижимости наравне с гражданами РФ. В развитие данной темы законодатель установил, что правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются к отношениям не только с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
В развитие данной позиции в 1999 году принят Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, по которому правовой режим деятельности иностранного инвестора не может быть менее благоприятным правового режима деятельности российского инвестора, за исключением случаев, установленным законом.
Анализ вышеуказанных нормативных правовых актов позволяет прийти к однозначному выводу: на территории Российской Федерации иностранным лицам даны максимальные возможности для инвестирования в объекты недвижимости на уровне российских лиц, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством.
 
Такие ограничения установлены Земельным кодексом РФ, в соответствии со ст. 15 которого иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К таким территориям законодатель относит земли сельскохозяйственного оборота, относящиеся к землям сельскохозяйственных угодий. Такими землями иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Вместе с тем сельскохозяйственные земли, не относящиеся к землям сельскохозяйственных угодий, не ограничены в обороте и могут выступать объектом сделок с участием иностранных лиц.
 
Также представителям иностранных лиц и иным заинтересованным лицам на территории РФ надлежит знать, что в соответствии с п. 5 ст. 28 ЗК РФ иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.
 
Кроме правового регулирования прав иностранных лиц на недвижимое имущество законодатель уделил свое внимание и регулированию и договорных отношений, возникающих при заключении сделок, предметом которых является недвижимое имущество, находящееся на территории РФ.
В связи с чем, принимая решение о совершении сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является иностранное лицо, представителям сторон необходимо внимание и договорному регулированию отношений.
Действующее законодательство РФ содержит ряд положений, отражающих особенность договорного регулирования сделок с недвижимым имуществом, осложненных иностранным элементом.
Так, в соответствии со ст. 1209 Гражданского кодекса РФ форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр РФ, российскому праву. А в соответствии со ст. 1205 ГК РФ содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится.
Таким образом, в случае если объектом сделки является недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и внесенное в государственный реестр РФ, то такая сделка подлежит правовому регулированию действующим законодательством РФ вне зависимости от договоренностей, достигнутых сторонами, а в случае достижения сторонами по сделке иных договоренностей, то такие договоренности в силу требований ст. 422 ГК РФ будут ничтожны.
 
В случае же, если между сторонами по сделке с недвижимым имуществом, осложненным иностранным элементом, возникнет спор, предметом которого является недвижимое имущество или право на него, то разрешение такого спора относится к исключительной компетенции государственных арбитражных судов РФ по месту нахождения такого недвижимого имущества (ст. 248 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
 
 
Налоговое регулирование сделок с недвижимостью
 
При рассмотрении принципов налогообложения сделок с недвижимым имуществом, осложненных иностранным элементом, в первую очередь следует рассмотреть общие принципы, из которых исходит законодательство РФ при налогообложении доходов иностранного юридического лица.
Во-первых, иностранное юридическое лицо уплачивает налоги в РФ только в том случае, если у него возникает объект налогообложения на территории РФ.
Во-вторых, иностранные юридические лица могут получать доход от предпринимательской деятельности на территории РФ, если такая деятельность образует постоянное представительство, и доход от источников в РФ от деятельности, не связанной с постоянным представительством на территории РФ. Правила исчисления и уплаты налога в этих случаях могут быть различны.
В-третьих, иностранное юридическое лицо может воспользоваться льготами, предусмотренными международными соглашениями РФ об избежании двойного налогообложения. В частности, если иностранным инвестором будет выступать юридическое лицо – резидент Республики Кипр, не имеющее постоянного представительства на территории РФ, следует принять во внимание Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05 декабря 1998 г. (далее по тексту – Соглашение).
 
Налог на прибыль организаций
В отношении налога на прибыль организаций (далее по тексту – налог на прибыль) его плательщиками в РФ признаются (п. 1 ст. 246 НК РФ):
·              российские организации;
·              иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства;
·              иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в РФ.
Таким образом, возможность налогообложения в РФ иностранной компании налогом на прибыль в случае продажи принадлежащего ей недвижимого имущества необходимо рассмотреть с двух принципиально разных позиций, определяющих статус этой организации перед налоговыми органами РФ.
В случае осуществления иностранной компанией деятельности в РФ через постоянное представительство, налоговая база будет исчисляться как разница между суммой дохода от реализации недвижимости и остаточной стоимостью имущества (если оно является амортизируемым) или ценой приобретения этого имущества (в иных случаях). В этом случае налоговая база будет определяться как денежное выражение объекта налогообложения (п. 2 и п. 6 ст. 307 НК РФ), и будут применяться ставки налога на прибыль, установленные п. 1 ст. 284 НК РФ для российских организаций (20%).
Следует принять во внимание, что при определении ставки налогообложения налогом на прибыль иностранной компании, осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории РФ, не будет иметь значение:
·              какой вид недвижимого имущества (коммерческая недвижимость, жилая недвижимость, земельный участок с недвижимым имуществом), находящегося на территории РФ, будет реализован;
·              кто будет выступать покупателем недвижимого имущества (физическое лицо – резидент РФ, юридическое лицо – резидент РФ или иностранное юридическое лицо).
В случае осуществления иностранной компанией деятельности в РФ без образования постоянного представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль будут являться доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (подп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ). При этом, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьей 268 НК РФ. Как и применительно к ситуации осуществления иностранной организацией деятельности в РФ через постоянное представительство, в рассматриваемом случае налоговая база также будет исчисляться как разница между суммой дохода от реализации недвижимого имущества и остаточной стоимостью имущества (если оно является амортизируемым) или ценой приобретения этого имущества (в иных случаях). При этом, поскольку иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, не начисляет амортизацию на принадлежащее ей недвижимое имущество, расходами, связанными с получением доходов, должна признаваться цена приобретения недвижимости.
Хотя ставка налога с доходов иностранного юридического лица от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, также установлена в размере 20% (абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ) существует принципиальная разница в том, кто будет удерживать и уплачивать налог. Если в первом случае такая обязанность возложена на саму иностранную организацию, то для компаний, не имеющих в РФ постоянного представительства, налог исчисляется и удерживается при каждой выплате доходов выплачивающими доход налоговыми агентами, которыми могут являться:
·              российская организация;
·              иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство.
Как можно заметить, в данном перечне отсутствует физическое лицо – резидент РФ, которое может являться покупателем недвижимого имущества, т.е. источником выплаты дохода в пользу иностранного юридического лица.
Данная ситуация является достаточно противоречивой, поскольку под налоговыми агентами понимаются любые лица (юридические или физические), на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).
Таким образом, можно сделать вывод, что если деятельность физического лица, выплачивающего доход иностранной организации, не привела к образованию постоянного представительства иностранной организации в РФ, то такое физическое лицо не должно признаваться налоговым агентом для целей исчисления и удержания налога с доходов иностранной организации, а следовательно – отсутствует определенный налоговым законодательством механизм удержания и уплаты налога на прибыль иностранной организации.
Также следует обратить внимание на то, что в случае продажи недвижимого имущества иностранному юридическому лицу, которое не осуществляет деятельность на территории РФ через постоянное представительство, и при условии, что у собственника недвижимого имущества операция по его реализации не привела к образованию постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, то в данной ситуации у иностранного юридического лица не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль, так как доход получен не от источника в РФ. Следовательно сделка по продаже недвижимого имущества иностранному юридическому лицу, не имеющему постоянного представительства в РФ, не будет подлежать налогообложению налогом на прибыль.
 
Налог на добавленную стоимость
В отношении налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) в РФ его плательщиками признаются (ст. 143 НК РФ):
·              организации;
·              индивидуальные предприниматели;
·              лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Поскольку под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ), иностранное юридическое лицо, может являться налогоплательщиком по НДС.
Общим объектом налогообложения НДС признается реализация товаров, а также работ и услуг на территории РФ (п. 1 ст. 146 НК РФ). Применительно к недвижимому имуществу не подлежат налогообложению на территории РФ операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ), а также операции по реализации земельных участков и долей в них (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, объект налогообложения НДС будет иметь место только в случае реализации иностранной компанией коммерческой недвижимости, расположенной на территории РФ, а налогообложение НДС будет осуществляться по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
По общему порядку налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ). Однако п. 1 ст. 161 НК РФ содержит особые положения для определения налоговой базы для иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, которая определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Как и в случае с налогом на прибыль, при определении обязанности по уплате НДС иностранной компанией принципиальное значение также будет иметь то, кто будет являться покупателем недвижимого имущества, поскольку в случае приобретения такого имущества у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, покупатель будет выступать налоговым агентом, который, во-первых, будет обязан определить налоговую базу, во-вторых, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет РФ соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ.
Следовательно, налогообложением НДС будет подлежать лишь реализация коммерческой недвижимости, когда покупателем будет выступать:
·              юридическое лицо – резидент РФ;
·              индивидуальный предприниматель – резидент РФ;
·              иностранное юридическое лицо, состоящее на учете в налоговых органах РФ.
В остальных случаях, в частности, когда покупателем будет выступать физическое лицо – резидент РФ или иностранное юридическое лицо, не состоящее на учете в налоговых органах РФ, будет отсутствовать предусмотренный законодательством РФ механизм удержания и уплаты НДС.
 
Налог на имущество организаций
Также в случае приобретения недвижимого имущества иностранной компанией следует принять во внимание, что такая организация будет признаваться плательщиком налога на имущество организаций (п. 1 ст. 373 НК РФ).
При этом объектом налогообложения налогом на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признается недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (п. 2 ст. 374 НК РФ), а для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).
Налоговая база по налогу на имущество иностранной компании принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по данным органов технической инвентаризации (п. 2 ст. 375 НК РФ и п. 5 ст. 376 НК РФ), а налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).
 
Налогообложение в Республике Кипр
Для целей практического рассмотрения в настоящем разделе статьи в качестве иностранного юридического лица – собственника недвижимого имущества, будет рассматриваться юридическое лицо – резидент Республики Кипр, не имеющее постоянного представительства на территории РФ.
В настоящее время, налогообложение доходов резидентных кипрских компаний определяется в соответствии с Законом «О налоге на прибыль» (The Income Tax Law of the Republic of Cyprus No.118(I)/2002) (далее по тексту – Закон о налоге на прибыль).
В соответствии с п. 2 Второго приложения к Закону о налоге на прибыль, ставка налога на прибыль для частных кипрских компаний установлена в размере 10% от налогооблагаемой прибыли.
Однако следует обратить внимание, что в случае реализации недвижимого имущества кипрской компанией на территории РФ следует обратиться к п. 1 ст. 13 Соглашения, которым установлено, что доходы от реализации недвижимого имущества могут облагаться налогом в том государстве, где находится это недвижимое имущество.
В соответствии с п. 2. ст. 23 Соглашения, устранение двойного налогообложения в отношении резидентов Республики Кипр осуществляется путем зачета иностранного налога. Следовательно, из кипрского налога, уплачиваемого в отношении любого вида дохода, полученного в РФ должен вычитаться российский налог, уплаченный в соответствии с законодательством РФ и Соглашением. Поскольку ставка налога в РФ – 20%, в Республике Кипр – 10%, налог, уплаченный в РФ полностью поглотит обязанность налогообложения в Республике Кипр.
Если налог в РФ не был уплачен, будет применяться общая ставка налогообложения в размере 10% от налогооблагаемой прибыли.
В рассматриваемой нами ситуации налогооблагаемой базы по иным налогам, за исключением указанного выше налога на прибыль, в Республике Кипр не возникает.
 
 
Валютное регулирование сделок с недвижимостью
Неотъемлемой частью каждой сделки с недвижимостью является этап расчетов между сторонами. В случае если одной из сторон по сделке выступает иностранное лицо, не имеющее расчетного счета в РФ, а расчеты производятся в иностранной валете, то такая сделка подпадает еще и под регулирование валютным законодательством.
Так, по сделке нерезидент должен, как правило, произвести платежи как минимум 2 видов:
- Уплата государственной пошлины за регистрацию права и/или сделки;
- Уплата платежа, предусмотренного договором.
 
Уплата государственной пошлины
В соответствии со ст. 45 НК РФ государственная пошлина должна быть уплачена плательщиком самостоятельно в рублях РФ. Таким образом, иностранное лицо должно либо иметь расчетный счет в иностранном банке в российских рублях (такие счета открывают в странах Прибалтики, на Кипре, в Армении и т.д.) либо открыть расчетный счет в российском банке.
 
Уплата платежа предусмотренного договором
Расчеты между сторонами по сделке в отличие от уплаты госпошлины регулируются Гражданским и Валютным законодательством. При этом в настоящий момент в соответствии со ст.ст. 6 и 10 Закона О валютном регулировании и валютном контроле валютные операции между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами, при расчетах по договору купли-продажи недвижимого имущества осуществляются без ограничений.
 
Вместе с тем, отсутствие ограничений по расчетам между сторонами по сделке не означает отсутствие контроля за такими расчетами со стороны государства. В соответствии со ст. 22 Закона О валютном регулировании и валютном контроле контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. При этом агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.
 
В соответствии с Законом О валютном регулировании и валютном контроле и Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» инструментами валютного контроля являются:
·              Справка о валютных операциях;
·              Паспорт сделки.
 
В случае, если сумма сделки превышает 5 000 долларов США или сумму эквивалентную ей, то оформлению подлежит паспорт сделки. Порядок оформления паспорта сделки описан в вышеуказанной Инструкции.
 
 
Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Говоря об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо основываться на требованиях, предъявляемых ФЗ 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к документам, предоставляемым на государственную регистрацию по их комплекту, порядку оформления и содержанию.
В настоящий момент Внутренним нормативным актом, в соответствии с которым в Росреестре проводится регистрация, является «Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденные Приказом Минюста от 01.07.2002 года № 184.
Особенности же регистрации прав и сделок, осложненных иностранным элементом, регулируются «Методическими рекомендациями об особенностях государственной регистрации прав иностранных лиц на недвижимое имущество и сделок с ним» утвержденными Приказом Федеральной регистрационной службы от 16.05.2007г. № 82.
Главной особенностью государственной регистрации сделок по купле-продаже, осложненных иностранным элементом, является особые требования к предоставляемому пакету документов, подтверждающих статус иностранного юридического лица и его исполнительных органов и представителей.
Учитывая многообразие документов, которые разные страны оформляют в подтверждение правового статуса юридического лица, представляется верным рассмотреть комплект документов на примере юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Республики Кипр.
Статья 12 Закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество говорит, что к заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны быть приложены документы, необходимые для такой регистрации, при этом, не поясняя какие именно должны быть представлены документы, ограничиваясь лишь перечислением следующих групп документов:
·              Заявление;
·              Документ об уплате госпошлины;
·              Паспорт и доверенность;
·              Учредительные документы (в случае если сделка совершается юридическим лицом).
Таким образом, чтобы компании-резиденту Кипра зарегистрировать право на недвижимое имущество или сделку с ним необходимо:
·              Выдать доверенность своему представителю, соблюдая требования по оформлению доверенности (нотариальное заверение, наличие печати, а в случае необходимости и аппостилирование с переводом текста доверенности и нотариальным заверением подписи переводчика);
·              Уплатить государственную пошлину за госрегистрацию с учетом требований Налогового кодекса (уплата госпошлины в рублях, в случае если за регистрацией обратились двое и более лиц, то уплата госпошлины производится в равных долях);
·              Предоставить следующие документы:
·        Документ, подтверждающий законность нахождения иностранного лица-Заявителя (физическое лицо) на территории РФ (документ о виде на жительство, разрешение на временное проживание, виза и т.п.);
·        Сертификат о регистрации(Certificate of incorporation);
·        Сертификат хорошего состояния;
·        Сертификат о юридическом адресе
·        Сертификат о директорах;
·        Сертификат об акционерах (предъявляется, если регистратором предъявляется требование о предоставлении Протокола о крупной сделке);
·        Устав и Учредительный договор (Memorandum & Articles of Association);
·        Протокол о назначении Директора (Appointment of First Director),
·        Справка об активах (не обязательна, но на практике может быть затребована);
·        Протокол о крупной сделке (не обязателен, но на практике может быть затребован);
·        Налоговая справка (Certificate of tax residence) (не обязательна, но на практике может быть затребована).
 
При подготовке вышеуказанных документов стоит помнить, что все иностранные документы должны пройти процедуру консульской или дипломатической легализации и только после этого могут использоваться на территории РФ. Исключение составляют документы стран, подписавших Гаагскую конвенцию 1961 года, в соответствии с которой документы, предназначенные для предоставления в официальные органы удостоверяются путем проставления апостиля. (например США, Франция, Швейцария, Украина, Финляндия, Нидерланды и т.д.)
В мировой практике существуют различные способы проставления апостиля (приложение мастичных штампов, использование отдельных бланков и др.). Допускаются и различные виды скрепления апостиля, выполненного на отдельном листе с документом (при помощи ниток и лент, крепежных колец, скоб и др.).
 
Все документы на иностранном языке должны быть переведены на русский язык, а подпись переводчика, переводившего текст документа, должна быть заверена нотариально. Перевод должен быть подшит к оригиналу документа и скреплен подписью и печатью нотариуса или консула РФ.
 
Вместе с тем к документам, исходящим из стран – участниц СНГ, применяются отдельные правила, установленные Минской конвенцией 93 года. Конвенция отменяет необходимость легализации документов и регулирует особенности регистрации прав иностранных лиц – резидентов участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Предполагает, что на территории РФ документы, изготовленные на территории страны-участницы СНГ уполномоченным лицом в пределах компетенции по установленной форме и скрепленные гербовой печатью, принимаются для регистрации без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые рассматриваются как официальные на территории страны-участницы СНГ, пользуются доказательственной силой официальных документов на территории РФ. (Белоруссия, Россия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан).
 
Исходя из вышеизложенного, при подготовке комплекта документов для подачи в орган, осуществляющий государственную регистрацию, необходимо внимательно изучить законодательство страны нерезидента относительно документов, подтверждающих правовой статус лица, выступающего стороной по сделке, а также относительно полномочий лица, подписывающего документы. Не менее важным представляется и правильное оформление таких документов.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?