Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
19.12.2007
1. Первый вопрос связан с размером подлежащей оплате государственной пошлины при регистрации сделки, сторонами которой выступают физическое и юридическое лица, то есть имеет место смешанный субъектный состав по сделке.

  Статьей 333.17 Налогового кодекса РФ определено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они, в числе прочего, обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ (в том числе, за осуществлением действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

 Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, плательщиком государственной пошлины является лицо, в пользу которого совершаются юридически значимые действия, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N2 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

 С учетом вышеизложенного, государственная регистрация сделки по отчуждению жилого помещения про изводится на основании заявлений сторон такой сделки (или уполномоченного ими лица), то есть каждая из сторон такой сделки является лицом, в пользу которого осуществляется юридически значимое действие, а, соответственно, и плательщиком государственной пошлины.

Таким образом, в рассматриваемом случае регистрирующим органом совершаются два юридически значимых действия: первое - регистрация сделки, в совершении которой имеется заинтересованность обеих сторон по сделке, а, следовательно, плательщиками государственной пошлины в данном случае должны выступать обе стороны по сделке, второе - регистрация права нового правообладателя, в совершении которого заинтересован только правообладатель, а, следовательно, государственную пошлину должен уплачивать только он.

 Размер государственной пошлины, подлежащей уплате заявителем за государственную регистрацию прав, огра¬ничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уста¬новлен подп. 20 п. 1 ст. 333.33 ч. !1 Налогового кодекса РФ. ДЛЯ физических лиц он составляет 500 рублей, для юридических 7500 рублей.

Поскольку в рассматриваемом случае при совершении сделок по отчуждению жилого помещения, сторонами являются юридическое лицо и физическое лицо, т.е. имеет место смешанный субъектный состав такой сделки, размер государственной пошлины, подлежащей уплате каждым из таких лиц различен, а следовательно, необходимо принимать во внимание положения п. 2 ст. 333.18 Налого¬вого кодекса РФ.

 Так, в силу п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ, в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Таким образом, можно было бы предположить, что в случае совершения сделки между физическим и юридическим лицом государственная пошлина должна была бы уплачиваться в размере 50 % от сумм, указанных в подп. 20 п. 1 ст. 333.33 ч. Налогового кодекса РФ, то есть в размере 3750 рублей с юридического лица и в размере 250 рублей с физического лица.

 Вместе с тем правомерность и обоснованность данной позиции опровергается разъяснениями Росрегистрации, данными в Письме от 22.03.2005 N2 11/1-48-CM «О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы».

 В соответствии с вышеуказанными разъяснениями за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицом уплачивается согласно подп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ 500 рублей, а юридическим лицом - 7500 рублей.

Таким образом, если правоприобретателем по договору является юридическое лицо, государственная пошлина взимается в размере 7500 рублей, если же правоприобретателем является гражданин, сумма государственной пошлины составляет 500 рублей.

 Аналогичные разъяснения были даны также и Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ (в соответствии с письмом от 09.02.2006 N03-06-03-04/25).

 Учитывая вышеизложенное, при определении размера подлежащей оплате государственной пошлины необходимо принимать во внимание, кто выступает в качестве правоприобретателя по договору - физическое либо юридическое лицо.

2. Другой, не менее проблемный вопрос связан с анализом ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно, с вопросом определения размера подлежащей оплате за подтверждение ранее возникшего права государственной пошлины при подтверждении данного права без совершения какой-либо сделки с объектом, после вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

 Так заявителями высказывается мнение о том, что, если правообладатель по собственному желанию хочет подтвердить ранее возникшее право без совершения сделки с объектом недвижимого имущества, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона государственная пошлина должна ими оплачиваться не в полном, а в половинном размере, исходя из смысла и содержания ст. 6 Федерального закона

Однако при данном подходе заявителей не учитываются следующие юридически значимые в рассматриваемой ситуации обстоятельства.

Нормы права должны толковаться буквально, исходя из смысла содержащихся в них слов.

 Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона прямо предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Пункт же второй данной статьи определил, что государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

 Таким образом, анализ вышеизложенного пункта дан¬ной статьи позволяет сделать вывод о том, что законода¬тель выделил следующие случаи, при которых необходи¬мо подтвердить ранее возникшее право:

 - регистрация перехода данного (ранее возникшего) права;

- регистрация ограничения (обременения) ранее возникшего права;

- регистрация сделки с объектом недвижимого имущества, права на который возникли до вступления в силу  Федерального закона.

 Причём законодатель прямо указал, что все вышеприведенные действия должны иметь место после введения в силу Федерального закона.

 Далее законодатель указал, что государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.

Таким образом, законодатель определил, что без уплаты государственной пошлины подтверждение ранее возникшего права осуществляется в двух случаях: а) при регистрации перехода данного права; б) при регистрации сделки об отчуждении объекта.

В следующем абзаце п. 2 данной статьи законодатель указал, что в иных случаях, предусмотренных п. 2 данной статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

 Таким образом, из анализа данного абзаца следует, что государственная пошлина оплачивается в 50% размере только при регистрации ограничения (обременения), возникшего после введения в действия Федерального закона, либо при совершении сделки с объектом недвижимого имущества, не связанной с отчуждением данного объекта.

 Принимая во внимание всё вышеизложенное, а также содержание и смысловую нагрузку п. 1 ст. 6 Федерального закона, в случае, если правообладатель по собственному волеизъявлению просто хочет подтвердить ранее возникшее, право государственная пошлина в данном случае должна уплачиваться в полном объёме.

Представляется, что такая трактовка является вполне обоснованной и правомерной, поскольку права собственника в рассматриваемом случае и без подтверждения признаются юридически действительными.

 Таким образом, по нашему мнению, ст. 6 Федерального закона N122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон) фактически разграничивает две основные ситуации, в рамках которых правообладате¬ли имеют право (п. 1) и обязаны (п. 2) подтвердить ранее возникшие до вступления в силу данного Федерального закона права на объекты недвижимого имущества.

Причём анализ п. 1 данной статьи позволяет сделать вывод о диспозитивном характере процедуры регистрации подтверждения ранее возникшего права лица, зависящем исключительно от субъективной воли правообладателя, касаемо п. 1 ст. 6 Федерального закона.

Думается, что в данном случае, применительно к общим нормам гражданского кодекса РФ, в частности его ст. 8 (п. 2) ист. 131, во взаимосвязи с положениями ст. 2 ист. 4 Федерального закона, государственная регистрация не будет является обязательным условием подтверждения наличия у лица права на объект недвижимого имущества, поскольку, как следует из прямого указания п. 1 ст. 6 Федерального закона, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, а государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Анализ вышеуказанного пункта ст. 6 Федерального закона позволяет сделать однозначный вывод об основной направленности идеи законодателя, закрепленной в указанной норме права, и направленной, прежде всего, на защиту прав и законных интересов граждан, уже добросовестно зарегистрировавших в соответствии с действующим на тот период законодательством свои права на объекты недвижимого имущества.

  В то же время, учитывая изменения законодательства, заявительный характер государственной регистрации, а также то что, в рассматриваемом случае государственная регистрация подтверждения ранее возникшего права носит не обязательный характер, а целиком и полностью зависит от воли правообладателя законодатель предоставил возможность подобным правообладателям исключительно по собственному желанию (а не в силу риска признания права недействительным в соответствии с положениями ГК РФ) подтвердить юридически уже возникшее право.

 Пункт же второй данной статьи чётко определил случаи, в которых правообладатель должен в обязательном порядке подтвердить ранее возникшее право на объект недвижимого имущества, выделив при этом исчерпывающий перечень таких ситуаций в абзаце 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона: а) регистрация перехода данного (ранее возникшего) права; б) регистрация ограничения (обременения) ранее возникшего права; в) регистрация сделки с объектом недвижимого имущества, права на который возникли до вступления в силу Федерального закона.

Иных случаев в данном абзаце законодатель не предусмотрел. Вышеуказанный перечень, когда правообладатель должен подтвердить ранее возникшее право, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Абзац же 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона лишь только укзывает, что все регистрационные действия, связанные как с подтверждением ранее возникшего права лица, так и иные действия, обусловленные случаями, указанными в абзаце 1 п. 2 данной статьи, должны про изводится в месячный срок.

 Анализ данного абзаца даёт основания полагать, что правообладатель должен подтверждать ранее возникшее право только в случае, если такая необходимость предусмотрена абзацем 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона, поскольку в противном случае терялся бы вообще весь смысл п. 1 ст. 6 Федерального закона.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?