Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
06.03.2008
В целом поправки, внесенные в закон, можно разделить на 3 основные категории: уточняющие, инновационные, и контрольные.

Начнем с категории «уточняющие».

 Сюда попали все те поправки, которые различным образом трактовались юристами, обсуждались профессиональными участниками рынка коллективных инвестиций и определялись волей Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). В этом направлении работа была проделана огромная и выполнена на «твердую четверку». К этой же категории можно отнести поправки, которые были внесены в закон в немного измененном виде из действующих положений, утвержденных многочисленными приказами ФСФР и бывшей ФКЦБ России.

Таким образом, в уточняющую категорию попадают следующие положения закона:

• формальности относительно инвестиционных фондов;

• порядок заключения договоров при регистрации правил доверительного управления фондом со специализированным депозитарием, аудитором и оценщиком;

 • предъявляемые требования к аффилированности компаний, осуществляющих деятельность фонда;

 • возможные изменения типов фонда;

 • вопросы, связанные с общим собранием пайщиков, порядок его инициирования, созыва и проведения;

 • порядок выдачи и погашения инвестиционных паев;

• оценка активов;

 • требования к управляющей компании и специализированному депозитарию, в том числе к их обязанностям, правам и ответственности;

• требования к раскрытию информации.

 В общем, все то, о чем все так долго мечтали.

Благодаря этим уточняющим изменениям снимается ряд вопросов, возникавших при лицензировании, регистрации правил доверительно управления, отчетности инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев и т. д. Тем или иным образом все поправки уже вошли в практику работы, а новые и инновационные поправки действительно станут предметом пристального изучения и обкатки на практике.

 В первую очередь в данной категории хотелось бы отметить инновационное положение о транзитных счетах. Эта норма начнет действовать через 90 дней со дня официального опубликования. Денежные средства, направленные в оплату инвестиционных паев, поступят на транзитный счет, на котором будут удерживаться надбавки, если они предусмотрены правилами доверительного управления, и только потом будут переведены на счет фонда. Данный счет будет открываться управляющей компанией без указания на то, что она действует в качестве доверительного управляющего.

При формировании фонда приобретение выглядит аналогичным образом, только паи приобретаются не по расчетной цене, а по цене, указанной в правилах. Транзитный счет должен открывается на период формирования. Специализированный депозитарий закрытого фонда, правила которого в период формирования предусматривают передачу не только денежных средств, обязан открыть отдельный транзитный счет депо для бездокументарных ценных бумаг. При этом учет прав на переданные ценные бумаги ведется на основании субсчетов открытых специализированным депозитарием и исполняется лицами до фактического включения переданного имущества в состав активов фонда. После перевода ценных бумаг операции по списанию и обременению данных бумаг на таком субсчете блокируют. Все доходы и иные выплаты, полученные по ценным бумагам, переданным в оплату инвестиционных паев, перечисляют на транзитный счет, а после завершения срока формирования, включают в состав этого фонда, за исключением случая, когда ценные бумаги будут возвращены владельцу обратно.

 Много полезных новшеств коснулось закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФов). Существенным положением в правилах доверительного управления таким фондом будет информация о количестве дополнительных инвестиционных паев, которое управляющая компания вправе выдавать после завершения его формирования. Такие паи тоже могут оплачиваться неденежными средствами. При этом правилами доверительного управления ЗПИФом должно быть предусмотрено право преимущественного выкупа дополнительных паев существующими пайщиками. Наряду с дополнительной выдачей, можно будет предусмотреть частичное погашение. Эти новшества будут полезны для фондов недвижимости, которые в последние годы растут как грибы.

Еще одним существенным условием в новых правилах ЗПИФ недвижимости будет возможность ограничения управляющей компании по распоряжению недвижимым имуществом, составляющим активы такого фонда, а если фонд будет отнесен к категории рентных фондов, то в обязательном порядке должна быть предусмотрена промежуточная выплата дохода не реже 1 раза в год.

Самой значительной новацией в законе стало введение нового типа паевых инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Пока в законе о рынке ценных бумаг даны общие положения о квалифицированных инвесторах. К ним относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании, акционерные инвестиционные фонды, кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, международные финансовые организации, а также государственная корпорация «Внешэкономбанк» и Банк России. Такими инвесторами могут выступать физические и юридические лица, отвечающие нормативам, установленным ФСФР. Квалифицированные инвесторы могут вкладывать свои средства в (или через) закрытые и интервальные паевые инвестиционные фонды, инвестиционные паи которых ограничены в обороте. В таких фондах, помимо основных положений для обычных инвесторов, может быть предусмотрена возможность неполной оплаты инвестиционных паев при выдаче, а также необходимость одобрения либо всеми, либо несколькими владельцами инвестиционных паев сделок с имуществом. Такие владельцы образуют Инвестиционный комитет. Кроме того, в фондах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, действующие в качестве доверительного управляющего компании вправе совершать сделки, в результате которых управляющая компания принимает обязанность по передаче имущества, не составляющего активы фонда. А в некоторых случаях, определенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, УК действующие в качестве доверительного управляющего фонда смогут заключать договоры займов, совершать сделки РЕПО и приобретать ценные бумаги, выпущенные участниками (акционерами) УК, дочерними и зависимыми обществами, специализированным депозитарием, аудитором, регистратором.

Интересное новшество коснулось и выплаты вознаграждения управляющей компанией. Общая норма вознаграждений от средней годовой стоимости чистых активов всех компаний осталась неизменной (10%). Однако теперь вознаграждение УК может быть определено в виде фиксированной суммы, доли о среднегодовой стоимости чистых активов или дохода от доверительного управления. В последнем случае она не должна превышать 20%. Отметим, что это положение также не касается фондов для квалифицированных инвесторов.

 Приятными новшествами в законе стала градация сроков при регистрации правил доверительного управления фондом и дополнений и изменений в них. Теперь дополнения по таким вопросам, как изменение наименований и иных сведений о компаниях, осуществляющих работу фонда; информация о количестве выданных инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, об уменьшении вознаграждений, размере скидок (надбавок) или полной их отмене, будут регистрироваться в ФСФР не более 5 рабочих дней.

 Еще одним интересным положением нового закона является возложение обязанностей по прекращению паевого инвестиционного фонда, если у управляющей компании и специализированного депозитария были аннулированы лицензии на временную администрацию. Раньше такая обязанность возлагалась на другую управляющую компанию или специализированный депозитарий, выбранный по результатам конкурса.

 Изменились требования к сроку формирования ЗПИФов, в соответствии с новым законом он не должен превышать 6 мес. Однако период на который может быть создан такой фонд, не должен быть меньше 3 лет. Схемы с использованием фондов станут изощреннее.

 Для пайщиков, которые активно управляют своими активами, в законе была предусмотрена новая норма - конвертация инвестиционных паев одного фонда в другой, находящиеся под управлением одной УК. Это позволяет избежать уплаты налога на доходы для физических лиц и на прибыль для организации, так как теперь такая процедура не признается реализацией.

Все эти новшества отразились на вопросах повестки дня общего собрания пайщиков в закрытых ПИФах. Последняя категория – контрольные положения. Нельзя сказать, что в данном разделе нет новшеств, в основном они отнесены к компетенции ФСФР.

 Прежде всего изучим ужесточение требований к лицензируемым компаниям. Во многом они были весьма ожидаемыми, однако есть и некоторые интересные аспекты. Раньше контролер или руководитель службы внутреннего контроля оформлялся на работу в соответствии с действием Трудового кодекса РФ, теперь его назначение отнесено к компетенции совета директоров, если такой совет не формировался — то к компетенции акционеров (участников) управляющей компании. Несомненно, такое положение ставит котроллера обособленно от генерального директора, однако эта норма не возымеет сильного влияния на участников рынка, так как генеральный директор, не являющийся владельцем, в любом случае зависит от воли акционеров общества. И нашему бизнесу в этом отношении еще далеко до западного прототипа. Однако ФСФР подготовила свои требования к акционерам (участникам), которые владеют (или имеют в доверительном управлении) более 5% УК. Так, юридические лица, у которых была аннулирована лицензия на соответствующий вид деятельности финансовой организации, если с момента такого аннулирования не прошло 3 лет, участниками УК не могут стать. Также не смогут быть учредителями УК юридические лица, у основных или преобладающих обществ которых была аннулирована такая лицензия. Интересно, что это норма позволяет ФСФР проверить не только непосредственных акционеров (участников), но также и акционеров участника, то есть второе колено. Для участников — физических лиц ограничения схожие: если данное лицо исполняло обязанности генерального директора либо входило в совет директоров общества, у которого была аннулирована лицензия, если не истек срок по административному наказанию в виде дисквалификации, либо имеющий судимость за умышленные преступления. Соответственно, о смене владельцев необходимо уведомить ФСФР.

 Большим преимуществом стала возможность отказаться от лицензии по собственному желанию. Раньше компании приходилось «замораживать» свою деятельность, так как аннулировать лицензию можно было только при условии нарушения либо по истечении ее срока. В настоящее время достаточно заявить о своем желании.

В результате борьбы с посредниками, осуществляющими продажу лицензированных компаний на вторичном рынке, в законе появилось положение о сроке действия лицензии. Так, если лицензиат не осуществляет лицензируемой деятельности более 1,5 лет с даты ее получения, она автоматически аннулируется. В связи с этим можно ожидать рост стоимости профессиональных услуг посредников и капитализации готовых компаний на вторичном рынке.

Также плюсом данной категории стали нормы, устанавливающие ответственность управляющей компании и специализированного депозитария за нарушения требований закона. Теперь участники знают, какие случаи и нарушения могут вызвать аннулирование лицензии, какие приведут к предписанием о блокирование операций, а за какие просто пожурят.

К сожалению, в принятый закон добавили большую «ложку дегтя», а именно предоставление огромных полномочий Федеральной службе по финансовым рынкам. Теперь лишиться лицензии можно не в судебном порядке, а на основании решении ФСФР, и управляющим компаниям или специализированным депозитариям придется самим обращаться в суд с доказательствами своей невиновности. Несомненно, данная норма закона позволяет более эффективно контролировать рынок коллективных инвестиций, если у руля стоят добросовестные исполнители, в то же время она подготавливает благодатную почву для развития коррупции, и это плохо связывается с одной из национальных идей будущего президента.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?