Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
26.02.2016

20 февраля 2016 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 1001592-6 о внесении изменения в пункт 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующий порядок взаимодействия арбитражных судов, рассматривающих дело о банкротстве и органа исполнительной власти, осуществляющего ведение Единого государственного реестра юридических лиц.

Законопроектом предусматривается запрет на исключении недействующей организации из ЕГРЮЛ в административном порядке, если в отношении этой организации арбитражным судом принято к производству и не прекращено дело о банкротстве.

Так, пункт 1 ст. 64.2 ГК РФ, содержащий основания для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ, предлагается дополнить следующим исключением: «кроме случаев, когда в отношении такого юридического лица имеется принятое арбитражным судом заявление о признании должника банкротом, производство по которому не прекращено».

Далее Законопроектом № 1001592-6 предусмотрен порядок взаимодействия между арбитражным судом и Федеральной налоговой службой. Так, согласно статье 3 Законопроекта № 1001592-6, при поступлении в арбитражный суд заявления о банкротстве и возбуждении производства по данному заявлению, регистрирующий орган извещается арбитражным судом письменно в форме электронного документа в срок не позднее трех дней с даты вынесения определения. Законопроект № 1001592-6 обязывает оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения о юридическом лице в отношении которого введена процедура банкротства, в том числе ИНН, ОГРН, дату и номер судебного акта, которым ведена процедура банкротства, сведения об арбитражному управляющем. Срок предоставления этих сведений в регистрирующий орган, осуществляющий ведение ЕГРЮЛ, не может превышать трех дней с даты внесения их в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

По нашему мнению, такая на первый взгляд техническая поправка к нормам ст. 64.2 ГК РФ  Закона о регистрации юридических лиц и Закона о банкротстве влечет за собой несколько положительных практических моментов.

Во-первых, уполномоченный орган, отвечающий за ведение ЕГРЮЛ, не будет исключать в административном порядке юридические лица, так как с даты вступления в силу предлагаемого Законопроекта № 1001592-6 необходимо будет проверять наличие возбужденных в арбитражном суде дел о банкротстве исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица.

Во-вторых, достоверность сведений о юридическом лице, признанном банкротом, подтверждается оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве. В настоящий момент данные сведения подаются в регистрирующий орган арбитражными управляющими, что занимает значительное время, особенно в тех случаях, когда должник, регистрирующий орган, арбитражный суд находятся в одном регионе, а арбитражный управляющий - в другом. На практике были не редки случаи, когда регистрирующий орган отказывал во включении в ЕГРЮЛ сведений о назначении арбитражного управляющего по формальными причинам. Законопроект № 1001592-6 позволит ускорить доведение информации до всех заинтересованных третьих лиц о внесении изменений в ЕГРЮЛ о факте банкротства юридического лица, так как обмен информации между государственными органами власти будет происходить в электронной форме и без участия арбитражного управляющего.

В-третьих, запрет на административное исключение из ЕГРЮЛ фактически недействующих лиц позволит снизить число нарушений прав кредиторов. В практике нередки случаи, когда должник доводится до соответствия формальным признакам фактически недействующего юридического лица и исключается из ЕГРЮЛ, в то время как кредиторы пытаются в судебном порядке взыскать задолженность.

Однако у Законопроекта № 1001592-6 есть свои недостатки.

Во-первых, не предусмотрена ответственность оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве за несвоевременную подачу достоверных сведений или за подачу недостоверных сведений о фактах банкротства в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, не предусмотрена возможность продолжения течения срока для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ в тех случаях, когда дело о банкротстве было прекращено арбитражным судом на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему).

В-третьих, не решен вопрос об обязанности арбитражного управляющего самостоятельно известить регистрирующий орган о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и утверждении конкурсного управляющего. Так как за несвоевременное уведомление регистрирующего органа предусмотрена административная ответственность арбитражных управляющих, то фактически сведения о факте банкротства юридического лица будут подаваться в регистрирующий орган дважды – оператором  Единого федерального реестра сведений о банкротстве и арбитражным управляющим.

Гладышев Дмитрий, Руководитель практики банкротства гражданско-правового департамента, Юридическая фирма «Клифф»

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?