Гражданский иск на Google - слежка в интернете
По словам Антона Буркова, некоторое время назад он заметил, что контекстная реклама поисковика удивительным образом перекликается с темой его электронной переписки. Из этого он сделал вывод, что в Google читают его электронные письма, что нарушает неприкосновенность частной жизни.
В российском представительстве корпорации подтвердили, что робот автоматически анализирует контент и электронные письма пользователей, но доступ третьих лиц к такой информации ограничен. Благодаря этому обеспечивается безопасность пользователей и их защита от спама, считают в компании.
Сам иск в Google комментировать отказались. Рассмотрение дела назначено на 16 февраля. Цель иска не в попытке обогащения, а в том, чтобы создать прецедент и защитить российских пользователей от возможных нарушений, говорит Бурков.
Эксперты признают существование проблемы, но перспективы иска комментируют очень осторожно: невозможно доказать вину поисковика, не зная механизмов сбора информации, и, кроме того, пользователь сам соглашается на обработку его персональных данных при регистрации почтового ящика.
Известно несколько попыток предъявления исков к корпорации Google, связанных с нарушением конфиденциальности пользователей. Наиболее громкие судебные процессы проходили в США и Великобритании. Основной посыл тот же – вторжение в частную жизнь. Известен один случай, когда корпорация была признана виновной, но с почтовыми сервисами он не связан. Компания была оштрафована на 7 миллионов долларов за сбор информации о пользователях интернета, случилось это в процессе сбора информации (фотографий) для сервиса Street View.
На территории России Google также достаточно популярен, в том числе, по причине большого количества поддерживающих устройств с предустановленным программным обеспечением, так что предъявление искового требования к корпорации в России было лишь делом времени. К сожалению, отсутствует возможность прочитать исковое заявление. Из открытых источников прессы следует, что Антон Бурков просит взыскать с корпорации 50 000 рублей, запретить читать его личную переписку и собирать о нем информацию.
Сервис Google – это услуга, предоставляемая безвозмездно для пользователя. Конечно, для корпорации она должна приносить прибыль, её-то и обеспечивают рекламодатели. Компания анализирует информацию о пользователе и предлагает ему персонализированную (так называемую таргетированную) рекламу.
Весь процесс урегулирован особыми правилами, которые называются «Политика конфиденциальности и Условия пользования». Корпорация в своих действиях руководствуется именно ими. Регистрируясь в системе с целью приобрести почтовый ящик, пользователь принимает эти условия и соглашается с политикой (иначе использование сервиса невозможно). Конструкция представляет собой принятие предложения предназначенного для неограниченного круга лиц (публичная оферта). Например, заходя в метро, Вы принимаете условия пользования таким видом общественного транспорта.
Интересно ознакомиться с Политикой и Условиями, к которым присоединяется физическое лицо, когда начинает использование продукции компании. Google не скрывает, что анализирует персональную информацию. Например, «Наши системы автоматически анализируют ваш контент (в т. ч. электронные письма), чтобы предоставлять функции, полезные вам. Это могут быть отобранные для вас результаты поиска, релевантные рекламные объявления выявление спама и вредоносных программ».
В любом случае, альтернатива всегда присутствует. Google позволяет настроить рекламные предпочтения, например, имеется опция «отключить показ объявлений Google на основе интересов на веб-сайтах. Когда вы откажетесь от показа объявлений на основе интересов, вам по-прежнему будут показываться объявления, однако они не будут выбраны на основе ваших интересов, демографической информации или сайтов, которые вы посещали ранее».
Сейчас Антон Бурков выдвигает требования к компании прекратить автоматический анализ его переписки, что равнозначно требованию отступить от установленных самой же компанией Политики конфиденциальности и Условий пользования. Для того чтобы иск имел перспективы в пользу истца, необходимо доказывать наличие какого-либо нарушения, например, отступление Google от правил, допущенное в отношении Антона Буркова или факт того, что Политика конфиденциальности и Условия пользования противоречат нормам российского законодательства.
Судье замоскворецкого районного суда предстоит разрешить вопрос как минимум о том, не вышла ли компания в своих действиях за установленные своими же правилами рамки. Не лишним было бы заметить, что с точки зрения юриспруденции сфера защиты прав человека в области IT –технологий в России совершенно не развита. Прецеденты практически отсутствуют, практика не наработана. В связи с этим перспективы удовлетворения иска представляются весьма туманными.
Мы с интересом будем следить за развитием данного судебного процесса, а пока же для обеспокоившихся проблемой конфиденциальности можем предложить несколько универсальных советов: регулировать настройки сервисов, которые позволяют минимизировать использование данных клиента, устанавливать дополнительную защиту аккаунта (от вторжения третьих лиц) и, наконец, использовать платные сервисы (Silent circle, RedPhone и прочие).