Оставить заявку
01.11.2010
Как известно, на практике достаточно редко удавалось привлечь членов органов управления к ответственности за убытки, причиненные обществу. Если в отношении генеральных директоров прецеденты встречались, то случаев привлечения к ответственности членов совета директоров или коллегиального органа в практике практически нет.

Принятый Госдумой законопроект направлен на совершенствование законодательства в данной сфере и установление более четких и прозрачных критериев для привлечения к ответственности топ-менеджеров.

Так законопроектом предусмотрены следующие нововведения:

1. Устанавливается презумпция вины руководителей.
2. Детализируются понятия разумности и добросовестности.
3. Вводятся новые составы правонарушений, за которые менеджмент может быть привлечен к ответственности:

• нарушение порядка приобретения эмиссионных ценных бумаг открытого общества;
• непредставления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, или нарушения порядка его осуществления;
• нарушения срока и порядка выплаты объявленных дивидендов или неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательств по облигациям или иным эмиссионным ценным бумагам общества;
• определения цены размещения акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, с нарушением требований, установленных федеральными законами;
• нарушения порядка выкупа или приобретения обществом его акций или иных эмиссионных ценных бумаг, в том числе нарушения порядка определения цены выкупаемых (приобретаемых) акций или иных эмиссионных ценных бумаг;
• нарушения прав владельцев эмиссионных ценных бумаг общества при осуществлении его реорганизации.

Во всех перечисленных случаях руководители должны будут нести субсидиарную с обществом ответственность перед акционерами и владельцами иных эмиссионных ценных бумаг общества за убытки.

Помимо этого законопроектом предполагается устранить существовавшую ранее и вызывавшую множество вопросов неопределенность относительно характера взаимоотношений между обществом и членами совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества. Предполагается, что договор, заключенный с указанными менеджерами, должен быть гражданско-правовой, и таким образом, все споры, относительно трудовых отношений с указанной категорией лиц снимаются.

Как полагают разработчики, принятие и реализация предложенного законопроекта позволит устранить ряд существенных пробелов и противоречий действующего законодательства, будет способствовать конкретизации и эффективности ответственности соответствующих лиц.