Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
28.09.2015

22 сентября 2015 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении очередной блок поправок в антимонопольное законодательство – так называемый «Четвертый антимонопольный пакет».

Изменения касаются практически всех основных сфер антимонопольного регулирования: доминирование, запрещенные соглашения, экономическая концентрация и недобросовестная конкуренция. В общем и целом поправки можно назвать либеральными.

В этом блоке мы рассмотрим изменения в сфере недобросовестной конкуренции.

На смену единственной статье закона, посвященной недобросовестной конкуренции, приходит целая глава, содержащая описание поведения, которое может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция.

В целом сами виды противоправного поведения остались те же, что и ранее, однако теперь они в значительной степени конкретизированы.

Дискредитация

Под дискредитацией понимается распространение недостоверных сведений о своих конкурентах. Как и ранее, поливать грязью конкурентов запрещается. Однако теперь в законе содержится примерный перечень недостоверной или неточной информации, которую не следует распространять в отношении конкурентов.

В частности, если Вы не готовы будете подтвердить свои слова, не следует говорить о:

  • качестве и свойствах товаров конкурента, его назначении, условиях использования и пригодности для тех или иных целей
  • количестве товара, которым располагает конкурент, наличии товара на рынке, размере спроса на товар
  • условиях приобретения товара и ценах на него

Таким образом, за утверждениями типа «такая-то продукция опасна для здоровья», «средство N является подделкой» и пр. при отсутствии достоверных доказательств таких фактов может последовать штраф до 500 тыс. рублей.

Введение потребителей в заблуждение

В данной норме речь идет уже о собственных товарах компании.

Достаточно часто производители приписывают своим товарам чудодейственные свойства, либо сознательно искажают те или иные характеристики товара с целью их лучшего восприятия покупателями, и, в конечном счете, для увеличения продаж.

В случае если будет обнаружено, что такая информация не соответствует действительности, это также может стать основанием для привлечения компании к ответственности за нарушение норм о недобросовестной конкуренции.

Так, например, 17 декабря 2009 года Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что компании Bork Elektronik GmbH, Vinzer Corporation AG и Vitesse France S.A.R.L. вводят потребителей в заблуждение в отношении места производства бытовой техники и бытовой посуды, указывая их как Германию, Швейцарию и Францию, в то время как реальным местом производства продукции преимущественно являлись Китайская Народная Республика и Корейская Народно-демократическая Республика.

Самый-самый

Использование прилагательных в превосходной степени, не имеющих документального подтверждения, является по сути формой некорректного сравнения товара с товарами конкурентов. Данная норма и ранее применялась антимонопольной службой и судами в отношении заявлений типа  «Средство для мытья посуды номер один». Однако с учетом массовости подобных нарушений и в целях создания более прозрачного регулирования, теперь в соответствующей норме прямо прописан запрет на использование слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «единственный», «только» и иных, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, не имеющих документального подтверждения.

Интеллектуальная собственность

Целых три статьи в законе теперь будет посвящено недобросовестной конкуренции, связанной с объектами интеллектуальной собственности.

Первая запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

При этом существовавшая ранее норма дополнена положением о том, что Решение антимонопольного органа о нарушении положений части 1 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Две остальные статьи посвящены использованию чужой интеллектуальной собственности. В одном случае конкурентов, а в другом случае – всех остальных третьих лиц.

Незаконными будут следующие виды использования интеллектуальной собственности конкурентов:

  • незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара -конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем:

а) его размещения на товарах, этикетках, упаковках
б) использования иным образом в отношении товаров, которые продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации
в) использования в сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

  • копирование или имитация внешнего вида товара конкурента, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих конкурента и (или) его товары.

Разглашение коммерческой тайны

Расширено также описание недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием коммерческой тайны.

Как недобросовестная конкуренция будут квалифицироваться в том числе:

  • получение и использование коммерческой тайны конкурента без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;
  • использование или разглашение коммерческой тайны конкурента вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;
  • использование или разглашение коммерческой тайны конкурента, которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.

Следовательно, если путем проведения промышленного шпионажа Вам удалось выяснить коммерческую тайну конкурента, ее использование также может обернуться штрафом до полумиллиона.

Что это значит для Вас?

Таким образом, регулирование недобросовестной конкуренции существенного изменения не претерпело, поскольку практически аналогичные нормы существовали и раньше. Однако нормы существенно конкретизированы и наполнены деталями, которые помогут правоприменителю правильно их использовать.

Нужно отметить, что первоначально в законопроекте содержались весьма спорные по содержанию нормы, устанавливающие новые виды недобросовестной конкуренции. В частности, предполагалось квалифицировать в качестве таковой переманивание работников конкурентов, что создало бы препятствия развитию рынка труда и повышению квалификации работниками.

Также предполагалось ввести запрет на безвозмездное отчуждение имущества, в т.ч. пожертвования, связанное с намерением использовать это имущество в предпринимательской деятельности.

Однако не без удовлетворения можно отметить, что по результатам обсуждения с общественностью и экспертами, в т.ч. с некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции», в деятельности которого принимает участие Юридическая фирма "КЛИФФ", данные нормы в итоговую версию законопроекта не вошли и приняты не были.

В следующих обзорах мы расскажем об иных новеллах четвертого антимонопольного пакета.

Продолжение следует. 

Скачать новость в .pdf 

 

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?