Оставить заявку
31.10.2017
Елена Аксёнова

27 октября на ежегодной конференции газеты «Ведомости» « Антимонопольное регулирование в России» обсуждались новые практики антимонопольной службы и , соответственно, новые вызовы для бизнеса, а мы – корпоративные юристы задумались  о новых способах защиты бизнеса  от претензий антимонопольных органов.

В своём выступлении А. Тенишев обратил внимание на то, что антимонопольные органы в рамках расследования дел о картелях  освоили новые способы работы с информацией, в том числе с «защищённой информацией» на удаленных серверах.

Новость с сайта Федеральной Антимонопольной Службы от 27.10.2017

В применении к законодательству о торговле внимание антимонопольных органов могут привлекать следующие моменты в коммуникации сотрудников коммерческих подразделений торговых сетей.

В первую очередь, ФАС пристально следит за деятельностью «закупочных союзов», в рамках которых региональные торговые сети могут увеличить свою «рыночную силу» и получить в переговорах с поставщиками коммерческие условия (закупочные цены, порядок поставки), которые позволят им конкурировать с федеральными торговыми сетями на уровне своих розничных, полочных цен. С точки зрения бизнеса и интересов потребителя данная деятельность выглядит крайне положительно. Для поставщиков – это увеличение объёмов поставок, а следовательно, и производства, а для торговых сетей – синергетический эффект и возможность удерживать свои позиции в регионах, не смотря на увеличивающуюся экспансию федеральных торговых сетей.

Но с точки зрения антимонопольного регулировании такая деятельность подпадает под критерии «согласованных действий» или координации деятельности компаний – конкурентов, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции и негативным последствиям для других участников рынка.

Для реализации идеи «закупочных союзов» необходим экономический анализ ситуации в регионе, глубокая правовая проработка самого текста соглашения или договорённостей сторон, а также согласование данной позиции с антимонопольными органами, иначе «цифровой кот» придёт в ваши владения и заберёт от 1 % до 15 % выручки.

С другой стороны, анализ, в том числе санкционированный государственными органами, переписки между сотрудниками коммерческих подразделений торговых сетей и поставщиков может выявить риски «навязывания» коммерческих условий. Такие риски связаны с отсутствием в законодательстве четкого критерия, какой именно уровень «давления», используемый в переговорах крупными поставщиками или крупными торговыми сетями,  признается допустимым, а какой уровень – несёт риски нарушения законодательства о торговле. Сложность исполнения таких норм антимонопольного законодательства состоит в необходимости перевода «юридического языка» Закона о торговле на «человеческий язык» общения коммерсантов.

Сохранение внутреннего баланса между пониманием закона и достижением своих целевых показателей возможно только путём регулярного обучения и отработки практических навыков, как устных, так и письменных коммуникаций.

Именно таких целей достигают сотрудники, прошедшие обучение на тренинге «Как не совершить ошибку на миллион» (который разработан специально для решения задач письменной и устной коммуникации в рамках действующего антимонопольного законодательства).

Об авторе:

Елена Аксёнова,
Директор по взаимодействию с ключевыми клиентами и партнерами, Юридическая фирма "Клифф"

Компетенции:

Специализация: «корпоративное и антимонопольное право».
Стаж более 20 лет, опыт работы в ритейле – более 5 лет.
Кандидат юридических наук