Оставить заявку
16.06.2014

1. ФКЗ №8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации».

Порядок деятельности судов арбитражной системы изменен и описан в соответствии с образцом, установленным для системы судов общей юрисдикции.
Придется привыкать к новым названиям – традиционные ФАСы теперь будут именоваться Арбитражные суды округов. Из высшей судебной инстанции этим судам «спустили» для рассмотрения в первой инстанции дела о нарушении права на судопроизводство.
Основное назначение таких судов – проверять в кассационной инстанции вступившие в законную силу судебные акты по делам, рассмотренным Арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами.
Организационное обеспечение деятельности судов арбитражной системы передано судебному департаменту при ВС РФ.
Особое внимание нужно обратить на статью 3 указанного ФКЗ. Она определяет судьбу разъяснений, данных ВАС РФ в процессе его деятельности: «Разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ сохраняют свою силу до принятия соответствующих Решений Пленумом ВС РФ».
Судебные коллегии, созданные в составе арбитражных судов, не сохранятся. Пока они действуют до момента принятия соответствующих Постановлений Пленума ВС РФ. Регламенты работы судов арбитражной системы тоже предполагается изменить. Те, что действуют сейчас, просуществуют ровно до того момента, когда новые будут утверждены Пленумом ВС РФ.

2.  ФЗ №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами».

Закон примечателен тем, что изменяет подведомственность судов двух систем. Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов, оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости - их будут рассматривать суды общей юрисдикции областного (краевого, республиканского) уровня.
Споры, возникающие из действия Закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», также подлежат разрешению судами общей юрисдикции.

Оба закона вступают в действие с 06.08.2014 г.

Из описанных актов видно, что законодатель стремится перекроить систему арбитражных судов по образцу системы судов общей юрисдикции. Это следует из намерения ввести новые регламенты деятельности судов и изменить имеющиеся коллегии. Перераспределение подведомственности позволяет сделать выводы о потенциальной судьбе некоторых категорий дел, в частности об оспаривании кадастровой стоимости. Закон предусматривает возможность отмены разъяснений ВАС РФ по вопросам частного права. Пока не ясно будет ли это точечное или массовое явление.