Оставить заявку
20.02.2016

17 февраля 2016 года в Госдуму были внесены два законопроекта «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов». Инициаторами указанных законопроектов выступили член СФ Матвиенко Валентина Ивановна и депутат ГД Нарышкин Сергей Евгеньевич.

Обращаем внимание на ключевые моменты указанных законопроектов, которые, на наш взгляд, существенно изменят рынок коллекторских услуг:

1. Повышенные требования к коллекторским агентствам, а именно:

  • юридическое лицо должно быть зарегистрировано в форме хозяйственного общества;
  • в качестве основного вида деятельности должна быть деятельность по возврату долгов;
  • коллекторские агентства должны будут состоять в государственном реестре;
  • размер чистых активов должен составлять не менее 10 миллионов рублей;
  • ответственность должна быть застрахована на сумму не менее 10 миллионов рублей;
  • включение в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

2. Законопроект детально регламентирует возможность общения с должниками, лимитируя количество личных встреч и звонков (не чаще одной личной встречи и двух телефонных звонков в неделю, в будние дни общение запрещено с 22 до 8 часов, а в выходные – с 20 до 9).

3. Взаимодействие с должником может происходить только при наличии согласия последнего, причем такое согласие должно быть получено не ранее возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Если указанное согласие было дано должником ранее возникновения просрочки исполнения должником обязательства, то оно считается ничтожным.

4. Строго регламентируются действия, которые могут предпринять коллекторы для возврата долга. Законопроект также содержит перечень действий, которые не допускаются при взаимодействии с должниками. В том числе не допускается применение к должнику физической силы либо угрозы ее применения, оказание психологического давления на должника, введение должника в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения, передачи вопроса о возврате долга на рассмотрение суда, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования и другие.

5. В качестве представителя должника может выступать выбранный последним адвокат, при этом должник должен подать заявление о том, что взаимодействие будет осуществляться только через указанного им представителя. В случае получения такого заявления кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе  по собственной инициативе осуществлять взаимодействие только с указанным в уведомлении представителем.

6. Через три месяца с даты возникновения просрочки исполнения обязательств должник имеет право подать заявление об отказе от взаимодействия. При получении такого заявления коллекторские агентства лишаются права по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с должником.

Подводя итог вышесказанному, несомненно, следует прийти к выводу об однобокости рассматриваемого законопроекта. Он защищает и гарантирует права должников, при этом, ставя коллекторские агентства в крайне невыгодное положение. Существенное ограничение взаимодействия с должниками, вводимая административная ответственность за нарушение правил, предусмотренных законопроектом при взаимодействии с должником, а также возможность подачи должником заявления об отказе от взаимодействия неминуемо приведут к возрастающему числу судебных процессов, через которые банки будут пытаться взыскать долги с должников, что впоследствии приведет к еще  большей загруженности служб судебных приставов.

Более того, необходимость получения повторного согласия на передачу персональных данных должника, а также на саму цессию сведет на «нет» передачу долга в сфере потребительского кредитования, так как мало кто из должников согласится на такую передачу.

Прогнозируя развитие ситуации при принятии законопроектов в первозданной редакции, отметим, что это приведет не только к сокращению коллекторских агентств, но и к тому, что банки будут вынуждены искать новые рычаги защиты кредитных рисков, что может в конечном итоге сделать кредиты мало привлекательными для самих физических лиц.