Оставить заявку
14.03.2011

Первый законопроект в целом сохраняет процедуру разрешения коллективных споров, в форме закрепленной в настоящее время в ТК РФ, и лишь уточняет действия участников таких споров поэтапно. Так во внесенном законопроекте меняется порядок начала трудового спора и устанавливается сокращенные сроки рассмотрения спора в рамках одной организации.
 В случае утверждения внесенных законопроектов  работникам крупных организаций станет значительно проще будет инициировать процедуру разрешения трудового спора, поскольку законопроект позволяет вместо проведения собрания (конференции) работников собирать подписи в поддержку требований к работодателю. Однако устанавливается определенный количественный лимит, так свое согласие с требованиями должны высказать более половины работников. Собирать подписи можно будет при "невозможности проведения собрания (конференции)". При этом законопроект не устанавливает лиц и порядок, кто и каким образом будет устанавливать факт "невозможности проведения собрания".
Также необходимо отметить, что законопроект уменьшает сроки для урегулирования разногласий при споре на локальном уровне социального партнерства (в пределах одной организации). Все этапы локального спора будут завершаться в два раза быстрее, а трудовые споры, на более высоких уровнях социального партнерства, будут рассматриваться в прежние сроки Законопроект предусмтаривает, что сроки проведения рассмотрения для всех уровней сокращаются в общем до 10 дней, в отличие от 14 дней которые закреплены в настоящее время в ТК РФ.
Также законопроект предлагает установить право трехсторонних комиссий, действующих в рамках социального партнерства, создавать постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения коллективных трудовых споров, что позволит сторонам такого спора обращаться в него сразу, в отличие от действующих правил, которые предусматривают, что стороны должны создавать трудовой арбитраж с участием представителей работников, работодателей и органов госвласти для рассмотрения каждого конкретного трудового спора. Такая новация закона также позволит значительно упростить и ускорить процедуру рассмотрения споров.
Второй законопроект не изменяет процедуру разрешения трудовых споров, но позволяет начать забастовку по основаниям, не связанным с защитой трудовых прав (например право на забастовку для критики действий органов власти). Так законопроект предусматривает предоставление права  работникам проводить забастовки не только для защиты своих трудовых прав и интересов, но и для "признания прав профсоюзов, поддержки законных требовании других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления".
К сожалению, основания для проведения забастовки описаны самым общим образом и допускают неоднозначное толкование. Так законопроект предусматривает, что перед началом забастовки по основаниям, не связанным с защитой трудовых прав, проведение примирительных процедуры не требуется, достаточно будет уведомить работодателя о ее проведении, без указания предполагаемой продолжительности забастовки. При этом, в отличие от действующего положения, законопроект предусматривает, что за  работником сохраняется средняя заработная плата  на весь период проведения такой забастовки.