Оставить заявку
15.08.2018
Наталья Владимировна Кордюкова

НДС является косвенным налогом, поэтому отразится, в первую очередь, на конечном потребителе – населении. Но от него – эффект непременно вернется к бизнесу. Сместится равновесие: бизнес будет вынужден поднять цены, население – будет вынуждено меньше покупать, а уже после этого бизнес будет урезать продажи и сокращать мощности, приходящиеся на невыкупленный товар. Повышение НДС - экстренная мера по спасению дефицитного бюджета, она, очевидно, несет в себе большие риски.

Административно к поднятию НДС государство было изначально совершенно готово. НДС контролируется в последние годы наиболее жестко и эффективно по сравнению с другими налогами. Большая часть камеральных налоговых проверок проходит в автоматическом режиме и использованием роботизированных программ оценки рисков. Статистически, собираемость этого налога в последние годы растет до 15% в год и, вероятно, сейчас это самый эффективно собираемый налог. С учетом существующего административного прессинга, многие налогоплательщики отказываются от своих законных прав на вычеты НДС. Тем более, налогоплательщики стараются не претендовать на возмещение НДС из бюджета. Простого факта, что вычеты по НДС достигают 89% от «входящего» налога достаточно для включения налогоплательщика в список кандидатов на проведение выездной налоговой проверки. А ВНП - это тяжелая для налогоплательщика процедура, попасть под нее не хочет никто.

К сожалению, добровольное увеличение суммы налога, уплачиваемого в бюджет, с целью избежать или облегчить камеральную проверку по НДС в настоящий момент абсолютная повсеместная практика. О чем это говорит? Когда продавец не поставил к вычету «входящий» НДС, он вменит конечному покупателю не только 20% своего «исходящего» налога, но и 20%, которые он не затребовал у бюджета. Если так же поступил контрагент продавца, то в стоимости товара будет «зашито» уже два НДС. А если так поступит вся цепочка субподрядчиков и поставщиков, участвующих в производстве и поставке товара? Нужно признать, что НДС, оплачиваемый сейчас населением, эффективно, давно больше 18%, и его повышение экономически скажется на ценах, к сожалению, значительно больше, чем на 2%.

Увеличение ставки особенно ударит по «дорогим» отраслям с большими ценами и зависящими от покупательского спроса населения – автопром и автопродажи, сфера строительства (которые и так не в лучшей форме в последнее время). При этом сомнителен тезис о том, что сохранение льготной ставки в 10% для социально значимых товаров (детские товары, лекарства, книги, некоторые продукты питания) принципиально скажется на общей картине, и позволяет, якобы, говорить, что эти отрасли и их потребители не пострадают. Да, ставка непосредственно на такие товары не поднимется, но в цену этих продуктов также заложена цена внутренней перевозки, аренды торговых площадей, упаковки, хранения и прочих сопутствующих услуг. Ставка по сопутствующим услугам, как правило – стандартная, и она вырастет, что не может не сказаться на стоимости социально значимых товаров.

Какие тенденции вызовет повышение? Активно оптимизировать НДС законопослушному налогоплательщику очень сложно. Налог собирается покупателем и отслеживается из нескольких источников информации. Крупные компании скорее переложат ответственность на своих поставщиков. Уже сейчас формулировка «поставщик обязан возместить покупателю все убытки, связанные с возможными претензиями по НДС», несмотря на свою правовую неоднозначность, плотно вошла в договорную практику. Можно также прогнозировать развитие практики законного и незаконного «дробления» бизнеса (переход от финансовой модели одного крупного предприятия к нескольким предприятиям на УСН / ЕНВД без оплаты НДС). Сейчас в судах активно тестируются различные варианты этого явления, и часть из них признаются добросовестной и допустимой экономической моделью (если это подтверждаются экономическими особенностями деятельности, конечно).

Что можно рекомендовать бизнесу, в целом? Пожалуй, только постараться изначально правильно выстраивать администрирование НДС, чтобы разумно пользоваться своими льготами и вычетами. Это позволит сократить уровень поднимаемых цен, и, потенциально, будет способствовать конкурентоспособности на рынке. На что нужно обратить внимание:

  1. Проверка контрагента и его налоговых характеристик («должная осмотрительность» в отношении контрагента – ключевая тема всех споров по НДС последних лет);
  2. Своевременные ответы на запросы налоговых органов, готовность своевременно предоставить документы и пояснения (в первую очередь, сложность здесь на практике вызывают вопросы экономической обоснованности отношений и нетипичного ценообразования);
  3. Качественный документооборот с контрагентами (формальное заполнение счета-фактуры и иных документов имеет на практике большое значение);
  4. Контроль корреляции данных в декларациях по НДС и декларациях по налогу на прибыль (расхождение данных является частым поводом для претензий налоговых органов).

И конечно, желательно знать свои права и обязанности и разумно ими пользоваться (сроки, административные процедуры и права на компенсации). К сожалению, актуальных реалиях администрирования это бывает не всегда легко. Но хочется все же верить в живучесть и потенциал отечественного бизнеса, и то, что у него все получится.

Об авторе:

Наталья Владимировна Кордюкова,
Заместитель директора департамента