Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
22.10.2010
Проект методики — следствие изменений в Налоговый кодекс, внесенных 27 июля 2010 года законом №229-ФЗ. Им были уточнены основания предоставления отсрочки по уплате налогов, в частности вследствие угрозы возникновения банкротства в результате единовременной уплаты налогов, пени, штрафов.

Наличие такого основания должно устанавливаться по результатам анализа финансового состояния организации, проведенного налоговым органом в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития. После утверждения методики появятся четкие критерии для налоговых органов, по которым они будут оценивать возможность угрозы банкротства и соответственно предоставлять или не предоставлять рассрочку. Данная методика — результат многочисленных запросов налогоплательщиков в Минфин и ФНС. Раньше доказать возможность банкротства в случае уплаты всей суммы текущих налогов было довольно проблематично. Решение об отсрочке принималось ответственным сотрудником налогового органа. Лишняя ответственность никому не нужна, самым распространенным ответом был отказ с формулировкой «отсутствуют основания». Подобные изменения являются естественным этапом развития налогового законодательства и реакцией государства на экономические изменения, происходящие в посткризисный период, когда вопросы банкротства приобрели большую актуальность. Методика может обернуться страшным «карающим мечом» для большинства проблемных компаний и поставить крест на их идеях вывода активов: «Излюбленным способом крупных компаний и банков, которым доначисляются налоги, избежать или оттянуть уплаты этих налогов и получить максимальную временную отсрочку (после которой, как правило, ставится вопрос о списании большей части налогов, штрафов и пеней) — это заявить о том, что предприятие системообразующее и уплата налогов попросту убьет его. Налоговая, может, попытается пойти навстречу такой «суперкомпании», подготовив план-график рассрочки платежей по налогам. Другой вопрос, что в большинстве своем такие компании не выживают, а используют полученное время для вывода активов и расчетов с дружественными кредиторами». По его оценке, новая методика должна поставить крест на подобных действиях налоговиков на местах и жестко структурировать процесс принятия ими решений.

Между тем методика не лишена потенциальных минусов. Недобросовестные организации могут взять на вооружение рекомендации Минэкономразвития и подогнать необходимые показатели так, чтобы повод для отказа у налоговиков отсутствовал.

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна трем месяцам (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шести месяцам) и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, то в отношении хозяйствующего субъекта делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам больше трех месяцев (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шести месяцев) и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, в отношении хозяйствующего субъекта проводится анализ следующих показателей:

- задолженность по налогам и сборам, в отношении которой возможно представление отсрочки или рассрочки;
- кредиторская задолженность (по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату);
- кредиторская задолженность (по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату) без учета задолженности по налогам и сборам, в отношении которой возможно представление отсрочки или рассрочки;
- чистая прибыль отчетного периода (по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату);
- поступление денежных средств на счета в банках за трехмесячный (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шестимесячный) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.

На основании указанных показателей делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога при соблюдении одного из следующих условий:

-если поступления больше или равны кредиторской задолженности;
-поступления меньше кредиторской задолженности, но не меньше кредиторской задолженности (без учета задолженности по налогам и сборам, в отношении которой возможно представление отсрочки или рассрочки), при этом имеется чистая прибыль;
- поступления меньше кредиторской задолженности (без учета задолженности по налогам и сборам, в отношении которой возможно представление отсрочки или рассрочки).

В остальных случаях делается вывод об угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?