Обжалование результатов
Налоговая проверка – это комплексное мероприятие, в ходе которого налоговая инспекция проверяет, в полной ли мере налогоплательщик, плательщик сборов и/или налоговый агент исполняет законодательство о налогах и сборах.
В настоящий момент в России существует два основных вида налоговых проверок:
- камеральные налоговые проверки(проверка налоговой декларации по одному конкретному налогу по месту нахождения налогового органа);
- выездные налоговые проверки(комплексная проверка деятельности налогоплательщика с точки зрения ее соответствия налоговому праву с выездом к налогоплательщику).
С 2012 года в российском налоговом праве также появился дополнительный вид налоговых проверок, который ведется по своим собственным правилам, - проверка цен в контролируемых сделках, совершенных взаимозависимыми или приравниваемыми к ним лицами. Подробнее об этом виде проверок см. в специальном разделе нашего сайта (см. подробнее).
Каждый из названных видов налоговых проверок ведется по своим правилам, процедурам и согласуется со своими сроками. И каждый из них грозит для налогоплательщика своими негативными последствиями.
Этапы и общие правила обжалования результатов налоговой проверки
Строго говоря, под обжалованием налоговых проверок, как правило, понимаются три обязательных этапа защиты интересов налогоплательщика:
- обжалование акта налоговой проверки в самом налоговом органе;
- обжалование решения налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе (УФНС РФ);
- обжалование в Арбитражном суде.
Однако, по нашему опыту обжалование эффективно в должной мере только тогда, когда на первых этапах проверки, оно было связано с грамотным сопровождением ее течения и налогоплательщик последовательно защищал свои интересы не только на стадии вынесения решения, но и ранее – на стадии вынесения Акта налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля. Возражения, жалобы и корреспонденция с налоговым органом на каждом этапе налоговой проверки, в конечном счете, является залогом успешной защиты интересов.
Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы.Так же необходимо понимать, что нарушение сжатых сроков и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.
Объективно, что не следует пренебрежительно относиться к процедуре досудебного обжалования решений налоговых органов – в большинстве случаев требование о взыскании недоимки будет выставлено уже по итогам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе, т.е. в этот момент деньги фактически уже будут изъяты из оборота компании. Это крайне важный и болезненный момент для любой компании еще и потому, что с оплатой или неоплатой этого требования связано решение о подключении к проверке органов полиции и возбуждение уголовного дела.
Особенности сопровождения и обжалования результатов выездной налоговой проверки
Любая выездная налоговая проверка сопряжена с существенными рисками для налогоплательщика. «Безрезультативных» выездных налоговых проверок, когда налогоплательщику не предъявлены никакие претензии, на практике практически не бывает. Налоговый орган имеет в своем арсенале большой набор мероприятий, направленных на выявление недоимки у налогоплательщика.
Наиболее важные этапы проведения выездной налоговой проверки представлены ниже на схеме, каждый из них должен быть проанализирован и при необходимости действия налогового органа на каждом этапе должны быть обжалованы в целях эффективной защиты налогоплательщика:
Стоит отметить, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, вынесенное руководителем налогового органа, можно обжаловать в апелляционном порядке только до момента вступления в силу такого решения.После вступления в силу решения о привлечении к ответственности при условии, что налогоплательщик не обжаловал его в апелляционном порядке, также можно обжаловать, но обращаться уже нужно в вышестоящий налоговый орган. Срок для подачи обжалования установлен 1 год с момента вынесения обжалуемого решения.
Обжалование выездной налоговой проверки нашими специалистами может осуществляться как в форме консультирования по текущим действиям налогового органа, составлением ключевых документов (возражений на акт налоговой проверки, апелляционной жалобы и заявления в суд), так и в форме личного присутствия налогового юриста в офисе Вашей компании для эффективной защиты Ваших интересов непосредственно в ходе проведения налоговым органом процедур контроля.
Особенности сопровождения и обжалования результатов камеральных налоговых проверок
Как правило, камеральной проверке налогоплательщики придают значительно меньшее значение, чем выездной, считая их более простым мероприятием. Часто это мнение не вполне обоснованно. Последние тенденции налогового законодательства все больше расширяют права инспекторов при проведении обычных камеральных налоговых проверок, сближая их по глубине и тщательности с выездными проверками. Основной причиной обжалования решений, принятых по камеральным проверкам традиционно является отказ в вычете и возмещении НДС.
Основные мероприятия при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которых, по нашему опыту, клиентам особенно требуется поддержка квалифицированного налогового юриста, а также этапы и сроки их проведения схематично отражены на рисунке ниже.
Как правило, камеральные проверки, которые не содержат в себе рисков отказа в налоговых вычетах, рисков доначислений и штрафов, проходят, минуя все указанные выше мероприятия. Если Вы столкнулись с одним или с несколькими указанными выше мероприятиями, то, вероятно, камеральная проверка поданной декларации может быть сопряжена для Вас с налоговыми потерями. В таком случае важно не упустить момент для эффективной защиты Ваших интересов.
Наши услуги и перечень необходимых документов
Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:
- оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
- оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
- обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
- подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
- подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.
Наши юристы помогут провести процессдосудебного обжалования решений налоговых органов максимально эффективно, тем самым уменьшив потребность в последующем обращении в суд и снизив риски возбуждения уголовного производства. Эффективное решение разногласий с налоговыми органами в досудебном порядке сэкономит Вам не только деньги, но также время и нервы. Вы можете записаться на консультацию со специалистами нашей Налоговой практики, связавшись с ними в любое удобное Вам время.
Для эффективного и быстрого анализа хода налоговой проверки мы просим Вас предоставить до консультации или в ее ходе все документы, вынесенные в ходе проверки налоговым органом, включая решение о назначении проверки, требования о предоставлении документов, справку о завершении налоговой проверки, решения о назначении (дополнительных) мероприятий налогового контроля, решение о приостановлении / продлении налоговой проверки, акт налоговой проверки, а также все процессуальные документы, направленные Вами в адрес налогового органа с момента начала проверки (письма, жалобы, возражения, описи предоставленных документов и пр.). Анализ этих материалов имеет принципиальное значение для обжалования хода и результатов проверки.
Смотрите также
- Мониторинг налоговых рисков
- Налоговые споры в суде
- Сопровождение налоговых проверок
- Трансфертное ценообразование
- Юридический налоговый консалтинг
В августе 2019 г. состоялось судебное заседание по иску о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде. ООО «АВС» обратилось за помощью так как считало, что кадастровая стоимость земельного участка завышена. При этом арендная ставка исчислялась из кадастровой стоимости недвижимости. По закону в этом случае арендатор также как и собственник имеет право требовать пересмотра кадастровой стоимости.
Юристы Клифф обратились с соответствующим заявлением сначала в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра, а затем в суд. С помощью постоянных партнеров компании экспертов-оценщиков было доказано суду, что кадастровая стоимость должна быть снижена. Удалось добиться максимально возможного результата, снизив стоимость на 30%.
Интересы клиента в суде представлял юрист компании Игорь Дорохов.
Клиентом является российская компания, разрабатывающая уникальное высокотехнологическое оборудование, используемое при проведении банковских транзакций. Клиент поставлял оборудование для совместного проекта Московского Кредитного банка (банк ТОП-10 в России) и «Mastercard» по созданию нового для России платежного инструмента, который принимается в более 7 миллионов торговых площадок в 107 странах мира.
Работа Консультанта заключалась в подготовке трансфертной документации, предусмотренной российскими налоговым правом, для обоснования соответствия уровня цен рыночному уровню в сделках клиента. Уникальность продукции требовала сложного подбора и обоснования правил ценообразования, что было эффективно сделано Консультантом. Документы по сделкам были представлены в налоговые органы и признаны надлежащими для подтверждения соответствия закону.